СМЫСЛОВЫЕ СХЕМЫ

 На данной странице представлены статья с описанием правил подготовки смысловых схем и схем ДРАКОН, образцы смысловых схем, выполненные в произвольной форме и с помощью программ.

 

Технологии работы с информацией: смысловые схемы (дерево целей, схема Исикавы, интеллектуальная карта, карта памяти), блок-схемы ДРАКОН

Современному человеку все труднее структурировать лавинообразно растущие и обновляющиеся объемы информации, работать в сложных многофакторных процессах, следовательно, понимать и вписываться в новые условия.

В процессе обучения линейное чтение, конспектирование материала не дают качественного понимания и усвоения материала, а процесс управления в виде поэтапное планирование процессов не позволяет упростить реализацию многофакторных задач.

Поисковые системы Интернета и компьютерные программы позволяют найти информационные источники, но они не заменяют и не помогают “ручному” интеллектуальному труду по работе со смыслом материала.

Таким образом, возникает необходимость в поиске новых подходов в работе с информацией и процессами. Однако, такие технологии есть и уже многие годы применяются сотнями тысяч людей по всему миру.

Опыт преподавательской деятельности и многочисленные исследования показали (например), что для работы с любыми объемами информации и описания явлений удобно использовать смысловые схемы (схему Исикавы, дерево целей, интеллектуальную карту), а для схематического описания сложных процессов применим, разработанный В.Д. Паронджановым визуальный алгоритмический язык ДРАКОН (Дружелюбный Русский Алгоритмический язык, Который Обеспечивает Наглядность).

Смысловая схема – технология изображения информации в графическом виде. Смысловые схемы отражают связи (смысловые, ассоциативные, причинно-следственные и другие) между понятиями, частями, составляющими проблемы или предметной области, которая рассматривается.

Источник: Викентьев И.Л. “Развитие представлений о творческой личности: Древний Египет”
https://www.youtube.com/watch?v=lHKEZP-wPZ8&t=769s&list=WL&index=1 – 10 минута
Развитие по Викентьеву И.Л. mind map (генеологическое дерево, дерево целей, диаграмма Исикавы, интеллектуальная карты памяти, смысловая схема):
Генеологическое / родословное дерево ???
Круги Раймонда Луллия (1236-1315)
Биологическая систематика Карла Линнея (1707-1778)
Людвиг фон Берталанфи “Дерево целей” 1930-е годы
Диаграмма Каору Исикавы 1943 либо 1952 год
Тони Бьюзен в 1974 году предложил и распиарил mind map

Каждую мысль, каждый образ или эмоцию можно представить, как объект (узел), от которого расходятся во все стороны десятки, сотни ниточек-связей, ведущих к другим объектам (мыслям, образам, эмоциям). Мозг – хранилище информации, выглядит как огромная система таких объектов и связей между ними, а мышление можно себе представить, как электрический ток, бегущий по связующим ниточкам, будто по проводам, от одного объекта к другому. Мышление начинается в одном из них и может направиться в разные стороны к другим объектам. Мышление как бы “разбегается” от центра в разные стороны.

Моделью такого процесса (радиантного мышление) является смысловая схема, и в этом главный секрет ее эффективности.

Составление смысловых схем – необычный вид деятельности, почти игровой, но это эффективный способ работы с информацией. Сам процесс создания смысловой схемы стимулирует творчество, потому что в их создании активно участвуют правое и левое полушарие мозга, чего не происходит при составлении обычных списков.

Важно отметить, что смысловые схемы являются, прежде всего, техникой мышления, а не способом фиксации результата, т.е. самое главное – это процесс систематизации, классификации и получения нового знания.

Цель этой технологии – включение обоих полушариев мозга, а это в большей степени достигается работой в ручную с карандашом и бумагой.

Областей применения смысловых схем бесконечное множество. Некоторые из них, применяемые в педагогической практике и практической деятельности:

управление знаниями;

подготовка выступлений и презентаций;

обдумывание проблем, анализ сложных ситуаций;

групповая работа: коллективное творчество, мозговой штурм;

конспектирование (или составление аннотаций) письменных текстов: документации, книг, журнальных статей;

конспектирование (протоколирование) лекций, выступлений, переговоров;

планирование;

принятие решений;

изучение учебных дисциплин и подготовка к экзаменам.

Таким образом, смысловая схема помогает разобраться в большом количестве информации, представить в виде ясной структуры, что позволяет ее анализировать, генерировать новые идеи и запоминать.

Составление смысловых схем можно назвать визуализацией мышления.

Полезные свойства смысловых схем: наглядность, эстетическая красота, легкость в дополнении и повторении, экономия времени при записи и чтении, возможность систематизировать и структурировать информацию, стимуляция творчества.

Виды смысловых схем: ассоциативные (принцип ассоциаций для лучшего  запоминания информации), исследовательские (помощь в изучении вопроса и поиска новых знаний), творческие (свободное генерирование мыслей).

Правила подготовки смысловых схем (интеллектуальных карт, карт памяти).

  • Используется бумага формата А4 или А3 и цветные ручки или фломастеры; лист кладется горизонтально и в его центре одним-двумя словами обозначают основное понятие или анализируемая проблема (исследуемая тема).
  • От центрального объекта рисуются в разные стороны ветви – основные, связанные с ним понятия, свойства, ассоциации, аспекты. Ветви рисуются цветные. Каждая ветвь подписывается одним-двумя словами, разборчиво, желательно даже печатными буквами. Во время составления смысловых схем, применяется как можно больше цветов.
  • От каждой ветви рисуются несколько более тонких веточек – развитие ассоциаций, уточнение понятий, детализация свойств, конкретизация направлений.
  • Смысловые блоки отделяются линиями, обводятся в рамки.
  • Связи между элементами смысловых схем показываются стрелками (тоже разного цвета и толщины).

Возможны различные подходы к методологии создания смысловых схем, одним из них является следующий метод.

  1. Свободное ассоциирование в формате подготовки смысловой схемы на выбранную тему – 20 минут.
  2. Короткий перерыв.
  3. Новая схема с базовыми идеями.
  4. Инкубация или перерыв на медитацию. Идея Энштейна.
  5. Взрывное извержение ассоциаций на основании двух подготовленных схем.
  6. Подготовка общей схемы.

Например, в учебной деятельности применение смысловых схем позволяет решить следующие задачи:

  • активизация и стимулирование самостоятельной творческой познавательной деятельности;
  • вовлечение студентов в процесс познания, обучения;
  • ознакомление студентов с новыми технологиями и методами управления знаниями;
  • оценка уровня подготовленности студентов;
  • повышение эффективности образовательного процесса;
  • развитие репродуктивного, поискового и творческого уровня усвоения знаний студентами;
  • тренировка техники обработки, систематизации, классификации информации;
  • формирование умений и навыков составления смысловых схем.

Ожидаемые результаты от применения смысловых схем в учебной деятельности:

  • закрепление ранее изученных и усвоение новых терминов, понятий;
  • освоение технологии перекодировки и схематизации больших объемов информации;
  • обучение процессу составления смысловых схем;
  • усвоение нового материала, знаний;
  • повышение эффективности познавательного процесса и качества результата обучения – практическая полезность: наглядность, правдоподобность, реалистичность, понятность процесса обучения;
  • обучение процессу анализа и обобщения знаний о понятиях и специальных терминах;
  • развитие научного интереса к процессу обучения;
  • расширение кругозора.

Для схематического описания процессов применимо использование специализированных блок-схем и инструментальных средств, в частности ИС Дракон.

Описание процессов с использованием блок-схем позволяет упростить, визуализировать, облегчить и улучшить любую сложную деятельность, переведя ее в форму поэтапной реализации алгоритма.

Например, в учебной деятельности применение блок-схем позволяет решить следующие задачи:

  • активизация и стимулирование самостоятельной творческой познавательной деятельности;
  • вовлечение студентов в процесс познания, обучения;
  • ознакомление студентов с новыми технологиями и методами управления процессами;
  • повышение эффективности образовательного процесса;
  • развитие репродуктивного, поискового и творческого уровня усвоения знаний студентами.

Правила описания с помощью визуального алгоритмического языка ДРАКОН (Рис. 1.):

  • используется бумага формата А4 или А3 и цветные ручки или фломастеры; лист кладется горизонтально и в левом верхнем в пятиугольнике записывается понятное и точное название процесса;
  • ниже в прямоугольниках последовательно записываются все этапы процесса;
  • сложным процессам присваиваются номера и выносятся правее основного алгоритма в виде отдельной ветки;
  • этапам процесса присваиваются доходчивые и четкие названия и записываются в прямоугольниках (иконках);
  • ветки располагаются в пространстве согласно правилу: чем правее, тем позже;
  • иконки “заголовок” и “конец” всегда лежат на одной вертикали, которая и называется “шампур”;
  • алгоритм всегда имеет главный маршрут, который должен идти по шампуру;
  • побочные маршруты должны быть упорядочены слева направо согласно одному из выбранных критериев, например: чем правее — тем хуже;
  • в иконе “конец” следует писать слово “конец”;
  • соединительные линии могут идти либо горизонтально, либо вертикально. наклонные линии не допускаются;
  • пересечения линий запрещены.

Ожидаемые результаты от применения блок-схем в процессе обучения: отработка умения описывать процессы; повышение эффективности познавательного процесса и качества результата обучения – практическая полезность: наглядность, правдоподобность, реалистичность, понятность процесса обучения; развитие научного интереса к процессу обучения. Возможные результаты применения блок-схем в практической деятельности: рост производительности; улучшение качества деятельности; облегчение умственной и физической работы; уменьшение нагрузки.

Таким образом, в данной статье рассмотрены технология работы с информацией (смысловые схемы) и технология описания процессов с помощью блок-схем, которые позволят существенно увеличить эффективность образовательного процесса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис.1. Алгоритм создания нового с помощью морфоящика (блок-схема ДРАКОН)

Список литературы

Александров С.Э., Фадеев П. Э. Рейтинг — анализ : учеб. пособие. Минск : Тэхналегія, 1997.

Борисенко В.П. Интерактивные и творческие методы в организации учебного процесса / доцент, к.э.н., профессор кафедры менеджмента Московского гуманитарного университета В. П. Борисенко. — М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2017. — 82 с.

Борисенко В.П. Моделирование учебного процесса как системный подход к его совершенствованию. Актуальные вопросы совершенствования дополнительного профессионального образования: Сб. науч. ст. Вып. 1 пд общ. ред. Б.А.Ручкина, О.В. Слесаревой. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2008. с. 27-30

Бьюзен Т. «Суперинтеллект» “Попурри” 2008 г.

Паронджанов В.Д. Как улучшить работу ума. Алгоритмы без программистов — это очень просто! М.: Дело, 2001. — 360с.

 

 

Sidebar