СМЫСЛОВЫЕ СХЕМЫ

 На данной странице представлены статья с описанием правил подготовки смысловых схем и схем ДРАКОН, образцы смысловых схем, выполненные в произвольной форме и с помощью программ.

 

Технологии работы с информацией: смысловые схемы (дерево целей, схема Исикавы, интеллектуальная карта, карта памяти), блок-схемы ДРАКОН

Современному человеку все труднее структурировать лавинообразно растущие и обновляющиеся объемы информации, работать в сложных многофакторных процессах, следовательно, понимать и вписываться в новые условия. В процессе обучения линейное чтение, конспектирование материала не дают качественного понимания и усвоения материала.

Поисковые системы Интернета и компьютерные программы позволяют найти информационные источники, но они не заменяют и не помогают “ручному” интеллектуальному труду по работе со смыслом материала.

Таким образом, возникает необходимость в поиске новых подходов в работе с информацией. Однако, такие технологии есть сотни лет и применяются многими людьми по всему миру.

Опыт преподавательской деятельности и многочисленные исследования показали (например), что для работы с любыми объемами информации и описания явлений удобно использовать смысловые схемы (схему Исикавы, дерево целей, интеллектуальную карту). При этом сразу подчеркнем: смысловые схемы не позволяют придумывать ничего нового, они выполняют только функцию обучения и исследования.

Смысловая схема – технология изображения информации в графическом виде. Смысловые схемы отражают различные связи между понятиями, частями, составляющими проблемы или предметной области, которая рассматривается.

Источник: Викентьев И.Л. “Развитие представлений о творческой личности: Древний Египет”
https://www.youtube.com/watch?v=lHKEZP-wPZ8&t=769s&list=WL&index=1 – 10 минута
Развитие по Викентьеву И.Л. mind map (генеологическое дерево, дерево целей, диаграмма Исикавы, интеллектуальная карты памяти, смысловая схема):
Генеологическое / родословное дерево ???
Круги Раймонда Луллия (1236-1315)
Биологическая систематика Карла Линнея (1707-1778)
Людвиг фон Берталанфи “Дерево целей” 1930-е годы
Диаграмма Каору Исикавы 1943 либо 1952 год
Тони Бьюзен в 1974 году предложил и распиарил mind map

Каждую мысль, каждый образ или эмоцию можно представить, как объект (узел), от которого расходятся во все стороны десятки, сотни ниточек-связей, ведущих к другим объектам (мыслям, образам, эмоциям). Мозг – хранилище информации, выглядит как огромная система таких объектов и связей между ними, а мышление можно себе представить, как электрический ток, бегущий по связующим ниточкам, будто по проводам, от одного объекта к другому. Мышление начинается в одном из них и может направиться в разные стороны к другим объектам. Мышление как бы “разбегается” от центра в разные стороны.

Составление смысловых схем можно назвать визуализацией мышления.

Виды смысловых схем: ассоциативные (принцип ассоциаций для лучшего  запоминания информации), исследовательские (помощь в изучении вопроса и поиска новых знаний).

Правила подготовки смысловых схем (интеллектуальных карт, карт памяти).

  • Используется бумага формата А4 или А3 и цветные ручки или фломастеры; лист кладется горизонтально и в его центре одним-двумя словами обозначают основное понятие или анализируемая проблема (исследуемая тема).
  • От центрального объекта рисуются в разные стороны ветви – основные, связанные с ним понятия, свойства, ассоциации, аспекты. Ветви рисуются цветные. Каждая ветвь подписывается одним-двумя словами, разборчиво, желательно даже печатными буквами. Во время составления смысловых схем, применяется как можно больше цветов.
  • От каждой ветви рисуются несколько более тонких веточек – развитие ассоциаций, уточнение понятий, детализация свойств, конкретизация направлений.

В учебной деятельности применение смысловых схем позволяет решить следующие задачи:

  • активизация и стимулирование самостоятельной творческой познавательной деятельности;
  • вовлечение студентов в процесс познания, обучения;
  • ознакомление студентов с новыми технологиями и методами управления знаниями;
  • оценка уровня подготовленности студентов;
  • повышение эффективности образовательного процесса;
  • развитие репродуктивного, поискового и творческого уровня усвоения знаний студентами;
  • тренировка техники обработки, систематизации, классификации информации;
  • формирование умений и навыков составления смысловых схем.

Ожидаемые результаты от применения смысловых схем в учебной деятельности:

  • закрепление ранее изученных и усвоение новых терминов, понятий;
  • освоение технологии перекодировки и схематизации больших объемов информации;
  • обучение процессу составления смысловых схем;
  • усвоение нового материала, знаний;
  • повышение эффективности познавательного процесса и качества результата обучения – практическая полезность: наглядность, правдоподобность, реалистичность, понятность процесса обучения;
  • обучение процессу анализа и обобщения знаний о понятиях и специальных терминах;
  • развитие научного интереса к процессу обучения;
  • расширение кругозора.

 

Список литературы

Александров С.Э., Фадеев П. Э. Рейтинг — анализ : учеб. пособие. Минск : Тэхналегія, 1997.

Борисенко В.П. Интерактивные и творческие методы в организации учебного процесса / доцент, к.э.н., профессор кафедры менеджмента Московского гуманитарного университета В. П. Борисенко. — М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2017. — 82 с.

Борисенко В.П. Моделирование учебного процесса как системный подход к его совершенствованию. Актуальные вопросы совершенствования дополнительного профессионального образования: Сб. науч. ст. Вып. 1 пд общ. ред. Б.А.Ручкина, О.В. Слесаревой. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2008. с. 27-30

Бьюзен Т. «Суперинтеллект» “Попурри” 2008 г.

Sidebar