Рабочая программа

Учебное пособие по дисциплине «Управление изменениями». Основы безопасности труда. Развитие человеческого потенциала организации. Управление изменениями : учеб. Пособие / А.М. Петрова, Ю.Н. Царегородцев, В.П. Борисенко и др. ; под общ. ред. Ю.Н. Царегородцева. – М. : Изд-во Моск. Гуманит. ун-та, 2014, – 140 с. – (Сер. «Глоссарий по дисциплинам менеджмент – подготовки МосГУ» ; Вып. 7).

Цели освоения дисциплины

Цели освоения дисциплины «Управление изменениями»: освоение студентами теоретических знаний и приобретение умений, позволяющих принимать эффективные решения в области управления изменениями организации; формирование общекультурных и профессиональных компетенций.

Учебные задачи дисциплины:

  • приобретение теоретических знаний и их структуризация в области управления изменениями, развитие системного мышления;
  • выработка навыков и умений самостоятельной разработки моделей принятия решений, в условиях постоянных изменений;
  • изучение передового опыта отечественного и зарубежного в области управления изменениями;
  • использование полученных знаний для повышения эффективности производственно-хозяйственной деятельности организации;
  • формирование необходимых компетенций для профессиональной деятельности.

 

  1. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата

Дисциплина «Управление изменениями» относиться к профессиональному циклу и опирается на знание управленческих дисциплин. Наиболее тесной является связь с курсами «Теория организации», «Менеджмент», «Маркетинг», «Общая теория статистики», «Стратегический менеджмент», «Инновационный менеджмент», «Методы принятия управленческих решений».

Знания и навыки, полученные при изучении данной дисциплины, являются необходимой базой для освоения дисциплин «Современный стратегический анализ», «Управление рисками», «Антикризисное управление».

 Требования к результатам освоения дисциплины

Профессиональные компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Управление изменениями»:

  • ПК-73 – знанием основ организационного проектирования системы и процессов управления персоналом, умением осуществлять распределение функций, полномочий и ответственности на основе их делегирования;
  • ПК-76 – знанием основ разработки и использования инноваций в сфере управления персоналом и готовностью использовать их на практике;
  • ПК-77 – знанием основ проведения и методов оценки экономической и социальной эффективности инвестиционных проектов в области управления персоналом при различных схемах и условиях инвестирования и финансирования программ развития персонала;
  • ПК-78 – способностью участвовать в реализации программы организационных изменений (в том числе в кризисных ситуациях) в части решения задач управления персоналом, способностью преодолевать локальное сопротивление изменениям.

 

В результате освоения дисциплины «Управление изменениями» обучающийся должен:

Знать: теоретические основы, цели, задачи и методы управления изменениями; виды моделей управления изменений и принятия управленческих решений; методы и приемы управления изменениями в условиях риска и неопределенности.

Уметь: построить систему управления изменениями в условиях постоянно изменяющейся внешней и внутренней среды.

Владеть: моделями и методикой управления изменениями в условиях неопределенности и риска.

 Структура и содержание дисциплины

4.1. Структура и содержание дисциплины

4.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы Очная Заочная
Всего часов Зач.ед Всего часов Зач.ед
Аудиторные занятия (всего) 54 1,5 14 0,39
в т.ч. лекции (Л) 24 0,7 6 0,16
семинарские и практические занятия (ПЗ) 30 0,8 8 0,22
в т.ч. активные и интерактивные формы работы 8/10 (18) 0,5 2/4 (6) 0,17
Самостоятельная работа студентов (всего) 54 1,5

 

94 2,61
в т.ч. выполнение домашних заданий 25 0,69 31 0,86
Работа с учебной и научной литературой 29 0,81 63 1,75
Вид промежуточной аттестации зачет

семестр

эачет

семестр

Общая трудоемкость (час./зач.ед.) 108 108

 

 

4.2. Тематический план дисциплины

4.2.1. Очная форма обучения

тема и содержание занятия лекции семинарские и практические занятия самостоятельная работа студентов всего в т.ч. интерактивные формы работы отрабатываемые компетенции
п/п
1 2 3 4 6 7 8 9
1 Введение в управление изменениями 6 7 13 26 3 ПК-73
2 Разработка программы изменений 6 7 13 26 3 ПК-76
3 Модели управления изменениями 6 8 14 28 4 ПК-77
4 Реализация изменений 6 8 14 28 4 ПК-78

 

4.2.2. Заочная форма обучения

тема и содержание занятия лекции семинарские и практические занятия самостоятельная работа студентов всего в т.ч. интерактивные формы работы отрабатываемые компетенции
п/п
1 2 3 4 6 7 8 9
1 Введение в управление изменениями 1 2 23 26 4 ПК-73
2 Разработка программы изменений 2 2 23 27 4 ПК-76
3 Модели управления изменениями 2 2 24 28 4 ПК-77
4 Реализация изменений 1 2 24 27 2 ПК-78

 

4.3. Содержание дисциплины

4.3.1. Темы лекционных занятий

 

Тема 1. Введение в управление изменениями

Управленческая реакция на неожиданные изменения. Жизненные циклы. Суть противоречия развития. Эволюционные и революционные изменения.

Стратегическое изменение. Стратегия изменений. Мифы об управлении изменениями. Основные принципы управления изменениями. Основные этапы процесса изменений.

 

Тема 2. Разработка программы изменений

Анализ неопределенности организационной среды. Стратегии изменений. Технологии разработки управленческих решений. Технологии принятия решений. Цели, контролируемые стейкхолдерами параметры в процессе изменений.

 

Тема 3. Модели управления изменениями

Типы изменений. Признаки изменений. Модели изменений. Команды изменений. Характеристики эффективной команды. Этапы процесса организации работы команд изменений. Обязанности и ответственность. Поддержка изменений. Сопротивление. Сопротивление организационным изменениям как позитивное явление. Понятие паники.

 

Тема 4. Реализация изменений

Методы проведения изменений. Матрица изменений. Оценка эффективности. Мониторинг и контроль. Информирование.

 

4.3.2. Темы семинарских и практических занятий

СЕМИНАР 1-2. Введение в управление изменениями

  1. Понятийный диктант: реакция, цикл, эволюция, противоречия, развитие, этапы, процесс.
  2. Конструирование определений:
  • Это процесс или явление.
  • Подбор ассоциативных связей и слов-синонимов.
  • Выделение существенного за счет сравнения с ассоциацией.
  • Добавить с какой целью или задачей существует данный процесс или явление.
  1. Тематика докладов/рефератов:

Какие технологии разработки управленческих решений используются в Вашей организации? Обоснуйте ответ факторами.

Какие типы кризисов присутствуют в Вашей организации, обоснуйте ответ?

На каком этапе жизненного цикла находиться Ваша организация и почему?

 

  1. Тематика домашних заданий:

Мифы об управлении изменениями.

Основные этапы процесса изменений.

 

  1. Вопросы к зачету:

Понятие о развивающихся переменах.

Анализ неопределенности организационной среды.

 

  1. Тестирование по темам:

Понятие о развивающихся переменах.

Кризис.

Хаос.

Оперативное и стратегическое управление.

Управленческая реакция на неожиданные изменения.

Риски.

Жизненные циклы.

Суть противоречия развития.

Эволюционные и революционные изменения.

Стратегическое изменение.

Стратегия изменений.

Основные этапы процесса управления изменениями.

Основные принципы управления изменениями..

Бизнес.

Стратегия.

Конкуренция.

Стратегическая позиция.

Жизненный цикл.

Продукт.

Развитие.

Миссия.

Ключевые ценности.

Видение.

Школы стратегического менеджмента.

Оперативное и стратегическое управление.

Определение стейкхолдеров.

Типовые интересы.

 

  1. Мозговой штурм: 4-1-4 – конструирование определений

 

  1. Кейс-стади: метод парных сравнений для определения целей изменений.

 

  1. Дискуссия на заявленную тему:

Мифы об управлении изменениями.

 

  1. Практическая задача:

Подготовить десять карт (по каждой школе стратегических изменений).

Анализ видов изменений и расчет жизненного цикла

 

  1. Рефлексивный анализ по изученным темам и их место в курсе управление изменениями.

 

СЕМИНАР 3-4. Разработка программы изменений

 

  1. Понятийный диктант: неожиданность, технология, стейкхолдеры, цели, изменения, программа.

 

  1. Тематика докладов/рефератов:

Опишите этапы процесса организации работы команд изменений в Вашей компании.

Какие технологии разработки управленческих решений используются в Вашей организации? Обоснуйте ответ факторами.

 

  1. Тематика домашних заданий:

Какие модели принятия решений используются в Вашей компании? Как Вы можете оценить их эффективность.

Анализ неопределенности организационной среды. Стратегии изменений.

 

  1. Вопросы к зачету:

Опишите этапы процесса организации работы команд изменений в Вашей компании.

Оперативное и стратегическое управление.

 

  1. Тестирование по темам:

Понятие проблемы.

Агенты влияний и изменений.

Целеполагание.

Диагностика и анализ.

Анализ неопределенности организационной среды.

Стратегии изменений.

Технологии разработки управленческих решений

Технологии принятия решений.

Модели управления изменениями.

Прогнозирование.

Планирование.

Стратегии одиночного бизнеса: ценовое лидерство, дифференциация, фокусирование.

Вертикальная интеграция.

Диверсификация.

Базовые стратегии.

Миссия.

Ключевые ценности.

Видение.

Определение целей.

Сбалансированная система целей.

Конкуренция.

Конкурентное преимущество.

 

  1. Дискуссия на заявленную тему:

Анализ неопределенности организационной среды.

Стратегии изменений.

 

  1. Игра:

Определение целей изменений, проверка целей изменений.

 

  1. Консультация по вопросам разработки программы изменений.
  2. Рефлексивный анализ по изученным темам и их место в курсе управление изменениями.

 

СЕМИНАР 5. Разработка программы изменений.

  1. Тестирование по темам 1-2.
  2. Рефлексивный анализ по пройденному материалу и его месту в дисциплине.

 

СЕМИНАР 6. Разработка программы изменений.

  1. Письменная контрольная работа по пройденному материалу в форме схематического и понятийного диктанта.
  2. Рефлексивный анализ по пройденному материалу и его месту в дисциплине.

 

СЕМИНАР 7-9. Модели управления изменениями

 

  1. Понятийный диктант: модели, команда, группа, паника, процесс, сопротивление.

 

  1. Тематика докладов/рефератов:

Какие модели управления изменениями используются в Вашей компании? Опишите кратко модель.

Какие технологии разработки управленческих решений используются в Вашей организации? Обоснуйте ответ факторами.

 

  1. Тематика домашних заданий:

Опишите этапы процесса организации работы команд изменений в Вашей компании.

Признаки и типы изменений.

Модели изменений.

 

  1. Вопросы к зачету:

Модели управления изменениями

Стратегическое изменение.

 

  1. Тестирование по темам:

Реализация изменений.

Команда изменений.

Команды изменений.

Характеристики эффективной команды.

Этапы процесса организации работы команд изменений.

Эффективность работы команды изменений.

Качества агента изменений.

Лидер команды изменений.

Сопротивление изменениям.

Мотивация.

Методы убеждения в необходимости изменений.

Обязанности и ответственность.

Поддержка изменений.

Сопротивление.

Причины сопротивлений.

Методы преодоления сопротивлений.

Сопротивление организационным изменениям как позитивное явление.

Понятие паники.

Реализация изменений.

Понятие неопределенности.

Анализ неопределенности.

Риски. Основные определения.

Стратегии реагирования на риски.

Стратегии реагирования на возможности.

Принятие как общая мера реагирования на риски и возможности.

Стратегия выбора мер реагирования.

Мониторинг и контроль рисков.

Результаты мониторинга и контроля рисков.

Методы мониторинга и контроля рисков.

Реализация стратегии.

Кто занимается реализацией стратегии.

Ключевые задачи реализации стратегии.

Стратегические задачи.

Стратегическое изменение.

 

  1. Дискуссия на заявленную тему:

Модели изменений.

Команды изменений.

Характеристики эффективной команды.

Поддержка изменений.

Сопротивление организационным изменениям как позитивное явление.

 

  1. Деловая игра:

Перекрестное анкетирование.

 

  1. Практическая задача:

Подготовить карту памяти по конкурентным силам Портера и по каждой силе привести практические примеры.

Анализ стратегий изменений

Расчет программы изменений и количественный анализ целей

 

  1. Рефлексивный анализ по изученным темам и их место в курсе управление изменениями.

 

 

СЕМИНАР 10. Модели управления изменениями.

  1. Тестирование по темам 1-3.
  2. Рефлексивный анализ по пройденному материалу и его месту в дисциплине.

 

СЕМИНАР 11. Модели управления изменениями.

  1. Письменная контрольная работа по пройденному материалу в форме схематического и понятийного диктанта.
  2. Рефлексивный анализ по пройденному материалу и его месту в дисциплине.

 

СЕМИНАР 12-13. Реализация изменений

  1. Понятийный диктант: методы, матрица, информирование, мониторинг, контроль, эффективность, оценка.

 

  1. Тематика докладов/рефератов:

Опишите этапы процесса организации работы команд изменений в Вашей компании.

В каких случаях и почему у Вас в компании создаются группы или команды?

Опишите этапы процесса организации работы команд изменений в Вашей компании.

Какие, по Вашему мнению, качества агента изменений не  позволят успешно работать в команде и почему?

 

  1. Тематика домашних заданий:

Матрица изменений.

Оценка эффективности.

 

  1. Вопросы к зачету:

Понятие сопротивления изменениям в процессе управления изменениями.

Методы преодоления сопротивлений.

 

  1. Дискуссия на заявленную тему:

Матрица изменений.

 

  1. Устные сообщения по заявленным темам:

Методы проведения изменений.

Оценка эффективности.

Мониторинг и контроль.

Информирование.

 

  1. Деловая игра:

Анализ рисков зацикливания и пример изменений.

 

  1. Тестирование по темам:

Оценка эффективности.

Мониторинг и контроль.

Информирование.

Команда изменений.

Классификация видов контроля.

Типы контрольных систем.

Этапы системы контроля.

Оценка стратегии.

Оценка эффективности.

 

  1. Практическая задача:

Подготовит карты памяти по: трем основным подходам к выработке стратегии и по базовым стратегиям, к каждой стратегии привести практический пример.

Расчет модели управления изменениями

 

  1. Рефлексивный анализ по изученным темам и их место в курсе управление изменениями.

 

СЕМИНАР 14. Реализация изменений.

  1. Тестирование по темам 1-4.
  2. Рефлексивный анализ по пройденному материалу и его месту в дисциплине.

 

СЕМИНАР 15. Реализация изменений.

  1. Письменная контрольная работа по пройденному материалу в форме схематического и понятийного диктанта.
  2. Рефлексивный анализ по пройденному материалу и его месту в дисциплине.

 

  1. Образовательные технологии

При реализации программы дисциплины «Управление изменениями»  используются различные образовательные технологии, включая традиционные, не имитационные и имитационные, не игровые и игровые технологии и методы, применяемые на лекционных, семинарских и лабораторных работах.

В частности применяется метод адаптивного обучения – способ организации учебного процесса с учетом индивидуального уровня подготовки обучаемого до начала учебного процесса (Введение, практическое занятие 1) и в процессе обучения.

На первом практическом занятии выясняется уровень индивидуальной подготовки студентов на основе результатов входного контроля путем проведения письменной контрольной работы в виде понятийного, схематичного диктанта. Далее по темам курса каждый студент получает индивидуальное практическое задание и активно участвует в достижении поставленной цели. При этом студент овладевает информационно-коммуникационными технологиями для подготовки презентаций по теме практического (семинарского) занятия.

Во время аудиторных занятий лекции проводятся с использованием ПК и проектора, практические занятия – в виде группового обсуждения под руководством преподавателя проблем предметной области. В учебном процессе  используются материалы печатные и в электронной форме; аудио, видеоносители; аудио видео- лекции в электронной форме и др.

Для реализации компетентностного подхода предусмотрено  использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (понятийный и схематичного диктантов, решение практических задач; обсуждение докладов; письменные домашние работы; расчетно-аналитические задания; консультации преподавателей; подготовка карт памяти; рефлексионного анализа; деловых игр; тренингов; дискуссий; мастер-классов; круглых столов; метода кейс-стади; метода проектов; тестирования) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. В рамках учебных курсов  предусмотрены встречи с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер-класс специалиста.

Понятийный диктант – форма проверки знаний студентов в виде формулировки понятий дисциплины.

Схематичный диктант – форма проверки знаний студентов в виде подготовки схем по основным смысловым единицам курса.

Решение практических задач – процесс определения возможных вариантов решения проблемных ситуаций.

Обсуждение докладов – форма проведения занятий в виде прослушивания докладов и их последующего обсуждения.

Письменные домашние работы – форма самостоятельной работы студентов по темам, форме и методологии, предложенной преподавателем.

Расчетно-аналитические задания – процесс решения задач с применением математических и статистических приемов.

Консультации преподавателей – интерактивная форма общенияч со студентами, предусматривающая диалог по актуальным темам изучаеого курса.

Подготовка карт памяти – форма работы студентов  в виде структуризации, систематизации и письмеменного изложения изучаемого курса в графическом выражении.

Рефлексионный анализ – форма работы студентов, заключающаяся в самостоятельной фиксации выводов по изученным темам курса.

Деловая игра – метод имитации  (подражания, изображения) принятия решений торговым персоналом разного уровня управления в производственных ситуациях (в учебном процессе – в искусственно созданных ситуациях), осуществляемый по заданным правилам группой людей в диалоговом режиме. Диалоговые игры применяются в качестве средства активного обучения в бизнесе, познания норм поведения, освоения процессов принятия решения.

Тренинг – форма интерактивного обучения, целью которого является развитие компетентности и межличностного профессионального поведения в общении.

Дискуссия – форма учебной работы, в рамках которой студенты высказывают свое мнение по проблеме, заданной преподавателем Проведение дискуссий по проблемным вопросам подразумевает написание студентами реферата по тематике предложенной преподавателем.

Мастер-класс – занятие, которое проводит эксперт – известный действующий специалист в профессиональной области, для тех, кто хочет улучшить свои практические достижения в данной дисциплине.

Круглый стол – один из наиболее эффективных способов для обсуждения острых, сложных и актуальных на текущий момент вопросов в любой профессиональной среде, обмена опытом и творческих инициатив. Такая форма общения позволяет лучше усвоить материал, найти необходимые решения в процессе эффективного диалога.

Метод кейс-стади – обучение при котором студенты и преподаватели участвуют в непосредственном обсуждении деловых ситуаций или задач. При данном методе обучения студент самостоятельно вынужден принимать решение и обосновывать его.

Метод проектов – комплексный метод обучения, результатом которого является создание какого-либо продукта и явления. В основе учебных проектов лежат исследовательские методы обучения.

Тестирование – контроль знаний с помощью тестов с открытыми и закрытыми вопросами для текущей и промежуточной аттестации, самоконтроля. Заключительная тема дисциплины может быть совмещена с тестированием. Она позволяет выявить итоговый уровень подготовленности студента в зависимости от посещения им аудиторных занятий, выполнения  практических заданий и самостоятельной работы.

5.2. Активные и интерактивные формы работы со студентами

Форма работы Форма осуществления работы Кол-во часов Виды СРС Плановые сроки выполнения Форма отчетности
Активная Доклад по теме семинарских и практических занятий. Лекции – беседы. Аналитические и практические задачи. 6 Доклады по темам семинарских занятий, решение задач, понятийный и схематичный диктанты В соответствии с учебным планом Устно, рефераты, диктанты (темы 1-4)
Интерактивная Круглый стол, деловая игра, дискуссии, мозговой штурм, кейс-стади, тренинг 8 Обсуждение рефератов, деловых ситуаций и практических задач, рефлексивный анализ В соответствии с учебным планом Тезисы, расчеты, групповые обсуждения проблемных и деловых ситуаций (темы 1-4)

Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, целом в учебном процессе составляют не менее 25% аудиторных занятий в соответствии с  требованиями ФГОС и учетом специфики ООП. Занятия лекционного типа для групп студентов запланированы в соответствии с  рабочим учебным планом.

 

  1. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов

Текущая аттестация работы студентов осуществляется на протяжении всего учебного семестра и организуется посредством применения рейтинговой системы оценки и учета знаний студентов. Она включает активные формы работы на семинаре, такие как доклады и выступления, дополнения и комментарии, замечания, вопросы и предложения.

Формы контроля: текущий и промежуточный (зачет).

Текущий контроль включает:

выступления на практических занятиях; деловые игры; письменные контрольные работы; задания на разрешение противоречий; понятийный, ассоциативный, схематичный диктанты; составление алгоритма разработки нового управленческого решения (интеллектуальное домино); перекрестное анкетирование; подготовка карт памяти по дисциплине.

 

Нормативы балльно-рейтинговой системы

Оценка за сообщение на семинаре, за участие в дискуссии — до 5 баллов.

Оценка за доклад на семинаре — от 5 до 15 баллов.

Оценка за выполнение домашних заданий — 5 баллов за каждое правильное задание.

«Зачет» – больше 100 баллов.

 

6.1. Примерная тематика докладов/рефератов, домашних заданий, рефератов

  1. Какие типы кризисов присутствуют в Вашей организации, обоснуйте ответ?
  2. На каком этапе жизненного цикла находиться Ваша организация и почему?
  3. Есть ли у Вас подразделения находящиеся на другом этапе жизненного цикла, чем вся организация?
  4. Приведите пример из работы Вашей компании, когда решение большой проблемы повлекло за собой еще большие сложности?
  5. Приведите пример наиболее распространенных мифов в Вашей компании?
  6. Назовите основные признаки революционных изменений из Вашей практики?
  7. Какие технологии разработки управленческих решений используются в Вашей организации? Обоснуйте ответ факторами.
  8. Какие модели принятия решений используются в Вашей компании? Как Вы можете оценить их эффективность.
  9. Какие модели управления изменениями используются в Вашей компании? Опишите кратко модель.
  10. Какие методы прогнозирования для управления изменениями используются в Вашей компании?
  11. В каких случаях и почему у Вас в компании создаются группы или команды?
  12. Опишите этапы процесса организации работы команд изменений в Вашей компании.
  13. Какую командную роль Вы играете у себя в компании и почему?
  14. Какие, по Вашему мнению, качества агента изменений не позволят успешно работать в команде и почему?
  15. Какие из принципов успешной передачи видения, предложенных Джоном Коттером принципов, применяются на Вашем предприятии?

 

6.2. Примерный перечень вопросов к зачету

  1. Понятие о развивающихся переменах.
  2. Понятие неопределенности в процессе управления изменениями.
  3. Понятие кризиса и хаоса в процессе управления изменениями.
  4. Оперативное и стратегическое управление.
  5. Управленческая реакция на неожиданные изменения.
  6. Эволюция систем управления.
  7. Понятие рисков в процессе управления изменениями.
  8. Жизненные циклы.
  9. Суть противоречия развития.
  10. Эволюционные и революционные изменения.
  11. Стратегическое изменение.
  12. Стратегия изменений.
  13. Основные этапы процесса управления изменениями.
  14. Мифы об управлении изменениями.
  15. Основные принципы управления изменениями.
  16. Понятие проблемы в процессе управления изменениями.
  17. Агенты влияний и изменений.
  18. Понятие целеполагания в процессе управления изменениями.
  19. Понятие диагностики и анализа в процессе управления изменениями.
  20. Анализ неопределенности организационной среды.
  21. Стратегии изменений.
  22. Технологии разработки управленческих решений в процессе управления изменениями.
  23. Технологии принятия решений в процессе управления изменениями.
  24. Модели управления изменениями.
  25. Понятие прогнозирования в процессе управления изменениями.
  26. Понятие планирования в процессе управления изменениями.
  27. Команды изменений.
  28. Характеристики эффективной команды.
  29. Этапы процесса организации работы команд изменений.
  30. Эффективность работы команды изменений.
  31. Качества агента изменений.
  32. Лидер команды изменений.
  33. Понятие мотивации в процессе управления изменениями.
  34. Методы убеждения в необходимости изменений.
  35. Понятие обязанностей и ответственности в процессе управления изменениями.
  36. Поддержка изменений.
  37. Понятие сопротивления изменениям в процессе управления изменениями.
  38. Причины сопротивлений.
  39. Методы преодоления сопротивлений.
  40. Сопротивление организационным изменениям как позитивное явление.
  41. Понятие паники в процессе управления изменениями.
  42. Методы проведения изменений.
  43. Матрица изменений.
  44. Оценка эффективности в процессе управления изменениями.
  45. Мониторинг и контроль в процессе управления изменениями.
  46. Информирование в процессе управления изменениями.

 

6.3. Тематика понятийных диктантов:

реакция, цикл, эволюция, противоречия, развитие, этапы, процесс, неожиданность, технология, стейкхолдеры, цели, изменения, программа, модели, команда, группа, паника, процесс, сопротивление, методы, матрица, информирование, мониторинг, контроль, эффективность, оценка.

 

 

6.4. Тематика тестов (обработанные тесты находятся в центре тестирования)

Понятие о развивающихся переменах.

Кризис.

Хаос.

Оперативное и стратегическое управление.

Управленческая реакция на неожиданные изменения.

Риски.

Жизненные циклы.

Суть противоречия развития.

Эволюционные и революционные изменения.

Стратегическое изменение.

Стратегия изменений.

Основные этапы процесса управления изменениями.

Основные принципы управления изменениями..

Бизнес.

Стратегия.

Конкуренция.

Стратегическая позиция.

Жизненный цикл.

Продукт.

Развитие.

Миссия.

Ключевые ценности.

Видение.

Школы стратегического менеджмента.

Оперативное и стратегическое управление.

Определение стейкхолдеров.

Типовые интересы.

Понятие проблемы.

Агенты влияний и изменений.

Целеполагание.

Диагностика и анализ.

Анализ неопределенности организационной среды.

Стратегии изменений.

Технологии разработки управленческих решений

Технологии принятия решений.

Модели управления изменениями.

Прогнозирование.

Планирование.

Стратегии одиночного бизнеса: ценовое лидерство, дифференциация, фокусирование.

Вертикальная интеграция.

Диверсификация.

Базовые стратегии.

Миссия.

Ключевые ценности.

Видение.

Определение целей.

Сбалансированная система целей.

Конкуренция.

Конкурентное преимущество.

Реализация изменений.

Команда изменений.

Команды изменений.

Характеристики эффективной команды.

Этапы процесса организации работы команд изменений.

Эффективность работы команды изменений.

Качества агента изменений.

Лидер команды изменений.

Сопротивление изменениям.

Мотивация.

Методы убеждения в необходимости изменений.

Обязанности и ответственность.

Поддержка изменений.

Сопротивление.

Причины сопротивлений.

Методы преодоления сопротивлений.

Сопротивление организационным изменениям как позитивное явление.

Понятие паники.

Реализация изменений.

Понятие неопределенности.

Анализ неопределенности.

Риски. Основные определения.

Стратегии реагирования на риски.

Стратегии реагирования на возможности.

Принятие как общая мера реагирования на риски и возможности.

Стратегия выбора мер реагирования.

Мониторинг и контроль рисков.

Результаты мониторинга и контроля рисков.

Методы мониторинга и контроля рисков.

Реализация стратегии.

Кто занимается реализацией стратегии.

Ключевые задачи реализации стратегии.

Стратегические задачи.

Стратегическое изменение.

Оценка эффективности.

Мониторинг и контроль.

Информирование.

Команда изменений.

Классификация видов контроля.

Типы контрольных систем.

Этапы системы контроля.

Оценка стратегии.

Оценка эффективности.

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

а) основная литература[1]:

  1. Белладжио Д., Миллиган Т. Разработка программного обеспечения: управление изменениями.: ДМК Пресс, 2009 г. 384 с. http://www.knigafund.ru/books/42560
  2. Грант Р. Современный стратегический анализ. СПб.: Питер, 2011. – 560 с. Серия: Классика MBA http://www.twirpx.com/file/505282/
  3. Методология исследований систем управления/под общ. ред. д-ра эконом. наук Ю.Н.Царегородцева, канд.эконом.наук В.П.Борисенко. – М. Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2011.
  4. Учебное пособие по дисциплине «Стратегический менеджмента». Основы менеджмента. Менеджмент. Стратегический менеджмент : учеб. Пособие / В.П. Борисенко, Ю.Н. Царегородцев и др. ; под общ. ред. Ю.Н. Царегородцева. – М. : Изд-во Моск. Гуманит. ун-та, 2012, – 156 с. – (Сер. «Глоссарий по дисциплинам менеджмент – подготовки МосГУ» ; Вып. 1).
  5. Учебное пособие по дисциплине «Управление изменениями». Основы безопасности труда. Развитие человеческого потенциала организации. Управление изменениями : учеб. Пособие / А.М. Петрова, Ю.Н. Царегородцев, В.П. Борисенко и др. ; под общ. ред. Ю.Н. Царегородцева. – М. : Изд-во Моск. Гуманит. ун-та, 2014, – 140 с. – (Сер. «Глоссарий по дисциплинам менеджмент – подготовки МосГУ» ; Вып. 7).

 

б) дополнительная литература:

  1. Горбатенко Е. А. Сопротивление организационным изменениям как проблема организационного развития. http://www.treko.ru/
  2. Маслоу А. Теория человеческой мотивации http://www.ladoshki.com/
  3. Определяя Хаос Jaq D. Hawkins aka Mark Chao http://www.nork.ru/creation/
  4. Щегельськая О. “Матрица изменений” – инструмент управления трансформацией компании. “Управление компанией” №5, март 1999г.http://management.web-standart.net/articles/69/
  5. Шермет М.А.Управление изменениями Учеб. пособие для вузов. (Образовательные инновации) Издательство: М.: Дело, 2010.

 

в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы

http:// www. ko.ru/rubrics/19 – Журнал «Компания»;

http://www. kommersant.ru/sf/ – Журнал «Секреты фирмы»;

http://www. pwc.ru/ru – Сайт компании PwC;

http://expert.ru/ – Журнал «Эксперт»;

http:/ www. businesspress.ru  – Деловая пресса;

http:/ www. garant.ru  – Гарант;

Информационно-справочная система «Консультант Плюс»;

http:/ www. rbc.ru – РосБизнесКонсалтинг (материалы аналитического и обзорного характера);

http://www.ceoconsulting.ru;

http://ru.wikipedia.org/wiki;

http://www.crdf.ru/focus/stakeholders.html;

http://www.dist-cons.ru/modules/ManageChange/section1.html;

http://www.managment.aaanet.ru;

http://www.dist-cons.ru/.

 

 

 

  1. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Для материально-технического обеспечения дисциплины «Управление изменениями» используются компьютерные классы, специализированная аудитория и фонды библиотеки Университета.

В компьютерных классах установлены компьютеры и мультимедийный  проектор.

В специализированной аудитории при подготовке бакалавров по направлению «Управление персоналом» используют аудио-, видео- и мультимедийные материалы; мультимедийные комплексы, включающие ноутбук, проектор,  экран.

Общий фонд библиотеки  включает учебники и учебные пособия, научную литературу, в которую входят: диссертации, монографии, авторефераты, вся справочная литература, энциклопедии – универсальные  и отраслевые, электронные учебники.

Фонд дополнительной литературы помимо учебной,  включает официальные,  справочно-библиграфические  и  периодические издания. Фонд периодики представлен отраслевыми изданиями, соответствующими профилю вуза. Фонд периодических изданий комплектуется массовыми центральными и местными общественно-политическими изданиями.

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению и профилю подготовки «Управление персоналом».

 

 

 

 

 

 

 

  1. Лист регистрации изменений, вносимых в программу дисциплины

 

№ изменения дата Страницы с изменениями Перечень и содержание откорректированных разделов УМК

 

[1] Указанная литература имеется в библиотеке МосГУ и в электронной библиотеке

Sidebar