Рабочая программа

Рабочая программа дисциплины «Исследование систем управления» составлена с учетом требований ФГОС по направлению 080400.62 и профилю подготовки «Управление персоналом» в соответствии с рабочим учебным планом, утвержденным ректором АНО ВПО «Московский гуманитарный университет».

 Автор:

Кандидат экономических наук, доцент,

доцент кафедры менеджмента ННОУ ВПО

«Московский гуманитарный университет»                                            В.П. Борисенко

Эксперты:

Доктор экономических наук, профессор,

профессор кафедры менеджмента ННОУ ВПО

«Московский гуманитарный университет»                       О.Ю. Минченкова

Доктор экономических наук, профессор

кафедры теории организации и управления

ФГБОУ ВПО «Государственный университет управления» Э.А. Смирнов

ОБСУЖДЕНО

на заседании кафедры Менеджмента  «19» сентября  2012 г., протокол № 2

ОДОБРЕНО

Методической комиссией факультета Экономики и управления «25» октября 2012 г., протокол № 3.

 

  1. Цели освоения дисциплины

Цели освоения дисциплины «Исследование систем управления»: дать студентам теоретические знания и сформировать компетенции в области исследования систем управления.

Учебные задачи дисциплины:

  • структуризация знаний в области методов исследований систем управления, развитие системного мышления;
  • выработка навыков самостоятельной исследовательской работы, использования основных приемов исследования систем управления;
  • изучение передового опыта в области исследования систем управления;
  • формирование умений по использованию знаний для повышения эффективности производственно-хозяйственной деятельности организации.

 

2.Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата

Дисциплина «Исследование систем управления» читается в базовой части математического и естественнонаучного цикла по направлению подготовки «Управление персоналом» (квалификация «бакалавриат») и опирается на знание управленческих дисциплин. Наиболее тесной является связь с курсами «Концепции современного естествознания», «Основы теории управления».

Знания и навыки, полученные при изучении данной дисциплины являются необходимой базой для освоения дисциплин «Антикризисное управление», «Справочные информационные системы».

 

  1. Требования к результатам освоения дисциплины

Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля) «Исследование систем управления».

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих общекультурных компетенций:

  • ОК-5 – владением культурой мышления, способностью к восприятию, обобщению и экономическому анализу информации, постановке цели и выбору путей ее достижения;
  • ОК-9 – способностью находить организационно-управленческие и экономические решения, разрабатывать алгоритмы их реализации и готов нести ответственность за их результаты;
  • ОК-14 – способностью диагностировать и анализировать социально-экономические проблемы и процессы в организации;
  • ОК-16 – владением методами количественного анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования.

 

В результате освоения дисциплины «Исследование систем управления» обучающийся должен:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать: содержание общенаучных и специальных методов исследований систем управления; направления и виды исследований систем управления; порядок планирования и организации исследований систем управления.

Уметь: делать рациональный выбор среди теоретических и эмпирических методов исследований систем управления; оперировать фактами, аргументировать и обосновывать принимаемые решения.

Владеть: навыками системного подхода, методикой исследования систем управления; теоретическими и эмпирическими методами исследования.

 

  1. Структура и содержание дисциплины

4.1. Структура и содержание дисциплины

Вид учебной работы Очная Заочная
Всего часов Зач.ед Всего часов Зач.ед
Аудиторные занятия (всего) 54 1,5 18 0,
в т.ч. лекции (Л) 24 0,7 8 0,22
семинарские и практические занятия (ПЗ) 30 0,8 10 0,28
в т.ч. активные и интерактивные формы работы 8/10 (18) 0,5 2/4 (6) 0,17
Самостоятельная работа студентов (всего) 54 1,5

 

90 2,5
в т.ч. выполнение домашних заданий 25 0,69 30 0,83
Работа с учебной и научной литературой 29 0,81 60 1,7
Вид промежуточной аттестации зачет

семестр

эачет

семестр

Общая трудоемкость (час./зач.ед.) 108 108

 

 

4.2. Тематический план дисциплины

4.2.1. Очная форма обучения
 №

п/п

тема и содержание занятия лекции семинарские и практические занятия самостоятельная работа студентов всего в т.ч. интерактивные формы работы отрабатываемые компетенции
1 2 3 4 6 7 8 9
1 Методологические основы курса 6 8 14 6 28 ОК-9
2 Общие понятия о системах и системном анализе 4 6 10 4 20 ОК-5
3 Методы исследований  

10

 

10

 

20

 

8

 

40

 

ОК-16

4 Организация исследования и оценка его эффективности 4 6 10 4 20 ОК-14
4.2.2. Заочная форма обучения
 № тема и содержание занятия лекции семинарские и практические занятия самостоятельная работа студентов всего в т.ч. интерактивные формы работы отрабатываемые компетенции
п/п
1 2 3 4 6 7 8 9
1 Методологические основы курса 2 2 22 26 1 ОК-9
2 Общие понятия о системах и системном анализе 2 2 22 26 2 ОК-5
3 Методы исследований  

2

 

4

 

24

 

30

 

2

 

ОК-16

4 Организация исследования и оценка его эффективности 2 2 22 26 1 ОК-14

 

 

4.3. Содержание дисциплины

 

4.3.1. Темы лекционных занятий

Тема 1. Методологические основы курса

Процесс распознания в исследовательской деятельности. Понятие исследования и характеристики исследований, потребность исследования, объект исследования. Ресурсы. Результаты исследования. Методология исследований: цель, подходы, принципы, методы,  средства. Разработка гипотезы и концепции исследования системы управления. Методика исследования. Метод и средства проведения исследований.  Виды исследований.

Классификации проблем решаемых исследователем. Подходы к решению проблем. Методы разрешения противоречий: во времени и пространстве, в структуре, в воздействиях, в отношениях.

 

Тема 2. Общие понятия о системах и системном анализе

Типы системных представлений. История развития системных представлений.

Понятия системы. Классификация  систем. Понятия система управления, объект управления, субъект управления. Виды систем управления. Понятие ИСУ, категории ИСУ: структура, информация, связи, системообразующие факторы, функции. Классификация связей в системах. Системный анализ. Системный подход. Функциональная роль исследования в развитии систем управления.

 

Тема 3. Методы исследований

Состав и выбор методов исследования систем управления. Классификация методов ИСУ по способу получения информации об исследуемом объекте. Методы используемые на различных стадиях исследования. Группы интересов. Определение целей. Типичные ошибки целеполагания. Требование к формулированию цели. Методы сравнения целей. Оценка степени достижения целей.

Наблюдение. Метод изучения документации. Измерение. Эксперимент. Социально-экономического экспериментирование. Опрос. Нормативный метод. Социологические исследования систем управления. Тестирование систем управления.

Типы мышления. Понятие (определения). Классификация. Определение существенного. Суждение. Сравнение. Причинно-следственная связь. Умозаключение. Доказательство. Обоснование. Аргументация. Логика и законы логики. Методы логики. Приемы анализа. Интуиция. Логико – интуитивные методы. Параметрические методы исследования. Факторный анализ систем управления. Рефлексионное исследование систем управления.

 

Тема 4. Организация исследования и оценка его эффективности

Планирование. Оценка результатов исследования. Диагностика систем управления. Требования к менеджерам исследовательского типа.

 

 

4.3.2. Темы семинарских и практических занятий

СЕМИНАР 1. Процесс распознания в исследовательской деятельности.

  1. Понятийный диктант: распознавание, исследование, методология, ресурсы, проблема, принципы.
  2. Дискуссия: этапы процесса распознавания.
  3. Устные сообщения по процессу распознавания в повседневной деятельности.
  4. Обсуждение докладов.
  5. Рефлексивный анализ по пройденному материалу и его месту в дисциплине.

 

СЕМИНАР 2. Понятие исследования.

  1. Понятийный диктант: объект, ресурсы, потребность, результаты.
  2. Дискуссия:

Характеристики исследований.

Потребность исследования.

Объект исследования.

Ресурсы.

Результаты исследования.

  1. Деловая игра: конструирование определений (исследование, мышление).
  2. Рефлексивный анализ по пройденному материалу и его месту в дисциплине.

 

СЕМИНАР 3. Методология исследований.

  1. Понятийный диктант: цель, подходы, принципы, методы, средства.
  2. Подготовка интеллектуальных карт по методологии исследований.
  3. Устные сообщения по темам:

Разработка гипотезы исследования системы управления.

Разработка концепции исследования системы управления.

Методика исследования.

Метод и средства проведения исследований.

Виды исследований.

Цели исследования.

Подходы исследования.

Принципы исследования.

Методы исследования.

Средства исследований.

  1. Рефлексивный анализ по пройденному материалу и его месту в дисциплине.

 

СЕМИНАР 4. Классификации проблем решаемых исследователем.

  1. Понятийный диктант: проблема, противоречия.
  2. Ассоциативный диктант: структурные элементы исследования.
  3. Дискуссия по практическому применению подходов разрешения противоречий.
  4. Дискуссия:

Подходы к решению проблем.

Методы разрешения противоречий: во времени и пространстве, в структуре, в воздействиях, в отношениях.

  1. Рефлексивный анализ по пройденному материалу и его месту в дисциплине.

 

СЕМИНАР 5. Общие понятия о системах и системном анализе.

  1. Понятийный диктант: система, анализ, система управления.
  2. Дискуссия:

Системный анализ.

Системный подход.

Функциональная роль исследования в развитии систем управления.

  1. Игра: системный подход к исследованию (алгоритм исследования).
  2. Практическая задача: моделирование проблем и их решений.
  3. Рефлексивный анализ по пройденному материалу и его месту в дисциплине.

 

СЕМИНАР 6. Понятия системы.

  1. Понятийный диктант: объект, предмет, информация, структура, связи.
  2. Дискуссия:

Классификация  систем.

Понятия система управления, объект управления, субъект управления.

Виды систем управления.

Понятие ИСУ, категории ИСУ: структура, информация, связи, системообразующие факторы, функции.

Классификация связей в системах.

  1. Круглый стол: этапы системного анализа.
  2. Консультация преподавателя по особенностям этапов системного анализа.
  3. Рефлексивный анализ по пройденному материалу и его месту в дисциплине.

 

СЕМИНАР 7. Методология исследования систем управления.

  1. Тестирование по темам 1-2.
  2. Рефлексивный анализ по пройденному материалу и его месту в дисциплине.

 

СЕМИНАР 8. Методология исследования систем управления.

  1. Письменная контрольная работа по пройденному материалу в форме схематического и понятийного диктанта.
  2. Рефлексивный анализ по пройденному материалу и его месту в дисциплине.

 

СЕМИНАР 9. Методы исследований.

  1. Понятийный диктант: метод, средства, прием, фактор, интуиция.
  2. Мозговой штурм: метод морфологического ящика для исследования событий и явлений.
  3. Устные доклады на заявленную тему:

Состав и выбор методов исследования систем управления.

Классификация методов ИСУ по способу получения информации об исследуемом объекте.

Методы используемые на различных стадиях исследования.

Группы интересов.

Определение целей.

Типичные ошибки целеполагания.

Требование к формулированию цели.

Методы сравнения целей.

Оценка степени достижения целей.

  1. Кейс-стади: определение приемлемого метода исследования.
  2. Рефлексивный анализ по пройденному материалу и его месту в дисциплине.

 

СЕМИНАР 10. Методы исследования.

  1. Тестирование по темам 1-3.
  2. Рефлексивный анализ по пройденному материалу и его месту в дисциплине.

 

СЕМИНАР 11. Эмпирические методы исследования

  1. Понятийный диктант: измерение, тест, опрос, эксперимент.
  2. Дискуссия:

Наблюдение.

Метод изучения документации.

Измерение.

Эксперимент.

Социально-экономического экспериментирование.

Опрос.

Нормативный метод.

Социологические исследования систем управления.

Тестирование систем управления.

  1. Аналитическая задача: количественная оценка результатов опроса.
  2. Домашнее задание: провести тестирование по выбранной теме.
  3. Рефлексивный анализ по пройденному материалу и его месту в дисциплине.

 

СЕМИНАР 12. Логико-интуитивные методы исследований

  1. Понятийный диктант: мышление, логика, обоснование, аргументация, анализ..
  2. Устные доклады на заявленную тему:

Типы мышления.

Понятие (определения).

Классификация.

Определение существенного.

Суждение.

Сравнение.

Причинно-следственная связь.

Умозаключение.

Доказательство.

Обоснование.

Аргументация.

Логика и законы логики.

Методы логики.

Приемы анализа.

Интуиция.

Логико – интуитивные методы.

Параметрические методы исследования.

Факторный анализ систем управления.

Рефлексионное исследование систем управления.

  1. Круглый стол: алгоритм логического анализа.
  2. Тренинг по алгоритму мышления.
  3. Практическая задача: расчет результатов исследования.
  4. Рефлексивный анализ по пройденному материалу и его месту в дисциплине.

 

СЕМИНАР 13. Организация и оценка эффективности исследования

  1. Понятийный диктант: планирование, контроль, оценка, изменения.
  2. Дискуссия:

Планирование.

Оценка результатов исследования.

Диагностика систем управления.

  1. Устные сообщения по заявленным темам:

Требования к менеджерам исследовательского типа.

  1. Деловая игра: творческая мастерская о процессе мышления.
  2. Рефлексивный анализ по пройденному материалу и его месту в дисциплине.

 

СЕМИНАР 14. Стратегический менеджмент.

  1. Тестирование по темам 1-4.
  2. Рефлексивный анализ по пройденному материалу и его месту в понимании исследовании систем управления.

 

СЕМИНАР 15. Стратегический менеджмент.

  1. Письменная контрольная работа по всему пройденному материалу в форме схематического и понятийного диктанта.
  2. Письменная домашняя работа.
  3. Рефлексивный анализ по пройденному материалу.

 

 

  1. Образовательные технологии

При реализации программы дисциплины «Исследование систем управления» используются различные образовательные технологии, включая традиционные, не имитационные и имитационные, не игровые и игровые технологии и методы, применяемые на лекционных, семинарских и практических работах.

В частности применяется метод адаптивного обучения – способ организации учебного процесса с учетом индивидуального уровня подготовки обучаемого до начала учебного процесса (Введение, практическое занятие 1) и в процессе обучения.

На первом практическом занятии выясняется уровень индивидуальной подготовки студентов на основе результатов входного контроля путем проведения письменной контрольной работы в виде понятийного, схематичного диктанта. Далее по темам курса каждый студент получает индивидуальное практическое задание и активно участвует в достижении поставленной цели. При этом студент овладевает информационно-коммуникационными технологиями для подготовки презентаций по теме практического (семинарского) занятия.

Во время аудиторных занятий лекции проводятся с использованием ПК и проектора, практические занятия – в виде группового обсуждения под руководством преподавателя проблем предметной области. В учебном процессе  используются материалы печатные и в электронной форме; аудио, видеоносители; аудио видео- лекции в электронной форме и др.

Для реализации компетентностного подхода предусмотрено  использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (понятийный и схематичный диктанты, решение практических задач; обсуждение докладов; письменные домашние работы; расчетно-аналитические задания; консультации преподавателей; подготовка карт памяти; рефлексионный анализ; деловые игры; тренинги; дискуссии; мастер-классы; круглые столы; метод кейс-стади; метод проектов; тестирование) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся.

Понятийный диктант – форма проверки знаний студентов в виде формулировки понятий дисциплины.

Схематичный диктант – форма проверки знаний студентов в виде подготовки схем по основным смысловым единицам курса.

Решение практических задач – процесс определения возможных вариантов решения проблемных ситуаций.

Обсуждение докладов – форма проведения занятий в виде заслушивания докладов и их последующего обсуждения.

Письменные домашние работы – форма самостоятельной работы студентов по темам, форме и методологии, предложенной преподавателем.

Расчетно-аналитические задания – процесс решения задач с применением математических и статистических приемов.

Консультации преподавателей – интерактивная форма общенияч со студентами, предусматривающая диалог по актуальным темам изучаеого курса.

Подготовка карт памяти – форма работы студентов  в виде структуризации, систематизации и письмеменного изложения изучаемого курса в графическом выражении.

Рефлексионный анализ – форма работы студентов, заключающаяся в самостоятельной фиксации выводов по изученным темам курса.

Деловая игра – метод имитации  (подражания, изображения) принятия решений торговым персоналом разного уровня управления в производственных ситуациях (в учебном процессе – в искусственно созданных ситуациях), осуществляемый по заданным правилам группой людей в диалоговом режиме. Диалоговые игры применяются в качестве средства активного обучения в бизнесе, познания норм поведения, освоения процессов принятия решения.

         Тренинг – форма интерактивного обучения, целью которого является развитие компетентности и межличностного профессионального поведения в общении.

Дискуссия – форма учебной работы, в рамках которой студенты высказывают свое мнение по проблеме, заданной преподавателем Проведение дискуссий по проблемным вопросам подразумевает написание студентами реферата по тематике предложенной преподавателем.

Мастер-класс – занятие, которое проводит эксперт – известный действующий специалист в профессиональной области, для тех, кто хочет улучшить свои практические достижения в данной дисциплине.

Круглый стол – один из наиболее эффективных способов для обсуждения острых, сложных и актуальных на текущий момент вопросов в любой профессиональной среде, обмена опытом и творческих инициатив. Такая форма общения позволяет лучше усвоить материал, найти необходимые решения в процессе эффективного диалога.

Метод кейс-стади – обучение при котором студенты и преподаватели участвуют в непосредственном обсуждении деловых ситуаций или задач. При данном методе обучения студент самостоятельно вынужден принимать решение и обосновывать его.

Метод проектов – комплексный метод обучения, результатом которого является создание какого-либо продукта и явления. В основе учебных проектов лежат исследовательские методы обучения.

Тестирование – контроль знаний с помощью тестов с открытыми и закрытыми вопросами для текущей и промежуточной аттестации, самоконтроля. Заключительная тема дисциплины может быть совмещена с тестированием. Она позволяет выявить итоговый уровень подготовленности студента в зависимости от посещения им аудиторных занятий, выполнения  практических заданий и самостоятельной работы.

 

5.2. Активные и интерактивные формы работы со студентами

Форма работы Форма осуществления работы Кол-во часов Виды СРС Плановые сроки выполнения Форма отчетности
Активная Доклад по теме семинарских и практических занятий. Лекции – беседы. Аналитические и практические задачи. 6 Доклады по темам семинарских занятий, решение задач, понятийный и схематичный диктанты В соответствии с учебным планом Устно, рефераты, диктанты (темы 1-4)
Интерактивная Круглый стол, деловая игра, дискуссии, мозговой штурм, кейс-стади, тренинг 8 Обсуждение рефератов, деловых ситуаций и практических задач, рефлексивный анализ В соответствии с учебным планом Тезисы, расчеты, групповые обсуждения проблемных и деловых ситуаций (темы 1-4)

Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, целом в учебном процессе составляют не менее 25% аудиторных занятий в соответствии с  требованиями ФГОС и учетом специфики ООП. Занятия лекционного типа для групп студентов запланированы в соответствии с  рабочим учебным планом.

 

  1. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов

Формы контроля: текущий и промежуточный (зачет).

Текущий контроль включает:

выступления на практических занятиях; деловые игры; письменные контрольные работы; задания на разрешение противоречий; понятийный, ассоциативный, схематичный диктанты; составление алгоритма разработки нового управленческого решения (интеллектуальное домино); перекрестное анкетирование; подготовка карт памяти по дисциплине.

 

Нормативы балльно-рейтинговой системы

Оценка за сообщение на семинаре, за участие в дискуссии — до 5 баллов.

Оценка за доклад на семинаре — от 5 до 15 баллов.

Оценка за выполнение домашних заданий — 5 баллов за каждое правильное задание.

«Зачет» – больше 100 баллов.

 

6.1. Примерная тематика докладов/рефератов, домашних заданий, рефератов

  1. Понятие и классификации проблем в…
  2. Методы решения проблем в…
  3. Разработка гипотезы и концепции исследования системы управления в …
  4. Планирование процесса исследования систем управления.
  5. Этапы исследования на примере …
  6. История развития системных представлений.
  7. Функциональная роль исследования в развитии систем управления.
  8. Типы системных представлений. Понятие системы.
  9. Законы систем.
  10. Характеристика видов систем.
  11. Выбор методов исследования систем управления в …
  12. Теоретические методы исследования используемые в …
  13. Эмпирические методы исследования используемые в …
  14. Методы исследования информационных потоков в …
  15. Исследование управления посредством социально-экономического экспериментирования в…
  16. Анализ и описание процесса распознания в…
  17. Тестирование в исследовании систем управления в…
  18. Логико – интуитивные методы используемые в …
  19. Комплексно – комбинированные методы используемые в…
  20. Методы исследования целей в …
  21. Методы исследования функций управления в …
  22. Методы исследования организационных структур в …
  23. Исследования управленческих решений в …
  24. Исследование рисков в…
  25. Социологические исследования систем управления…
  26. Логический аппарат исследования систем управления в …
  27. Приемы анализа и обоснования используемые в…
  28. Экспертные оценки в исследовании систем управления в…
  29. Научная и практическая оценка эффективности исследовательской работы в …
  30. Диагностика систем управления…
  31. Исследование и проектирование системы контроля…
  32. Исследование и проектирование системы управления…
  33. Метод Дельфи.
  34. Метод мозгового штурма.
  35. Метод Мэтча.
  36. Метод синектики.
  37. Логико – интуитивные методы.
  38. Экспертные методы.
  39. Методы выбора альтернатив.
  40. Представление проблемы как системы.
  41. Моделирование систем управления.
  42. Дерево целей.

 

6.2. Примерный перечень вопросов к зачету

  1. Понятие исследования. Роль исследований в научной и практической деятельности человека.
  2. Сущность процесса распознания.
  3. Объект и предмет исследования.
  4. Характеристика видов исследований.
  5. Понятие и классификации проблем.
  6. Методы решения проблем.
  7. Методология исследования.
  8. Разработка гипотезы и концепции исследования системы управления.
  9. Подходы и принципы исследования.
  10. Планирование процесса исследования систем управления.
  11. Понятие ресурсов.
  12. Этапы исследования. Организация процесса исследования систем управления.
  13. Участники исследования. Модель менеджера исследовательского типа.
  14. Источники информации о системе управления.
  15. Понятия системы управления.
  16. Общесистемные принципы.
  17. История развития системных представлений.
  18. Функциональная роль исследования в развитии систем управления.
  19. Классификация связей в системах.
  20. Системный анализ в исследовании управления.
  21. Типы системных представлений. Понятие системы.
  22. Законы систем.
  23. Характеристика видов систем.
  24. Состав и выбор методов исследования систем управления.
  25. Теоретические методы исследования.
  26. Эмпирические методы исследования.
  27. Методы исследования информационных потоков.
  28. Исследование управления посредством социально-экономического экспериментирования.
  29. Рефлексионные методы исследования.
  30. Тестирование в исследовании систем управления.
  31. Логико – интуитивные методы.
  32. Комплексно – комбинированные методы.
  33. Методы исследования целей.
  34. Методы исследования функций управления.
  35. Методы исследования организационных структур.
  36. Методы исследования управленческих решений.
  37. Исследование рисков.
  38. Социологические исследования систем управления.
  39. Логический аппарат исследования систем управления; приемы анализа и обоснования.
  40. Экспертные оценки в исследовании систем управления.
  41. Параметрическое исследование и факторный анализ систем управления.
  42. Научная и практическая эффективность исследования.
  43. Диагностика систем управления.

 

6.3. Тематика понятийных диктантов: распознавание, исследование, методология, ресурсы, проблема, принципы, система, объект, субъект, структура, связи, метод, наблюдение, эксперимент, тестирование, опрос, мышление, суждение, аргументация, логика, планирование, контроль, оценка, эффективность, диагностика.

 

6.4. Тематика тестов (обработанные тесты находятся в центре тестирования)

  1. Процесс распознания в исследовательской деятельности.
  2. Понятие исследования и характеристики исследований, потребность исследования, объект исследования. Ресурсы. Результаты исследования.
  3. Методология исследований: цель, подходы, принципы, методы, средства.
  4. Разработка гипотезы и концепции исследования системы управления.
  5. Методика исследования. Метод и средства проведения исследований.
  6. Виды исследований.
  7. Классификации проблем решаемых исследователем.
  8. Подходы к решению проблем.
  9. Методы разрешения противоречий: во времени и пространстве, в структуре, в воздействиях, в отношениях.
  10. Типы системных представлений.
  11. История развития системных представлений.
  12. Понятия системы.
  13. Классификация систем.
  14. Понятия система управления, объект управления, субъект управления.
  15. Виды систем управления.
  16. Понятие ИСУ, категории ИСУ: структура, информация, связи, системообразующие факторы, функции.
  17. Классификация связей в системах.
  18. Состав и выбор методов исследования систем управления.
  19. Классификация методов ИСУ по способу получения информации об исследуемом объекте.
  20. Методы используемые на различных стадиях исследования.
  21. Группы интересов. Определение целей. Типичные ошибки целеполагания.
  22. Требование к формулированию цели. Методы сравнения целей. Оценка степени достижения целей.
  23. Наблюдение.
  24. Метод изучения документации.
  25. Измерение.
  26. Эксперимент.
  27. Социально-экономического экспериментирование.
  28. Опрос.
  29. Нормативный.
  30. Социологические исследования систем управления
  31. Тестирование систем управления
  32. Типы мышления.
  33. Понятие (определения).
  34. Классификация.
  35. Определение существенного.
  36. Суждение.
  37. Сравнение.
  38. Причинно-следственная связь.
  39. Умозаключение.
  40. Доказательство.
  41. Обоснование.
  42. Аргументация.
  43. Логика и законы логики.
  44. Методы логики.
  45. Приемы анализа.
  46. Интуиция.
  47. Логико – интуитивные методы.
  48. Параметрические методы исследования
  49. Факторный анализ систем управления.
  50. Рефлексионное исследование систем управления.
  51. Планирование.
  52. Оценка результатов исследования.
  53. Диагностика систем управления.

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины «Исследование систем управления»

а) основная литература[1]:

  1. Методология исследований систем управления/под общ. ред. д-ра эконом. наук Ю.Н.Царегородцева, канд.эконом.наук В.П.Борисенко. – М. Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2011.
  2. Учебное пособие по дисциплине «Исследование систем управления». Исследование систем управления. Инновационный менеджмент. Производственный менеджмент : учеб. Пособие / А.М.Афонин, В.П. Борисенко и др. ; под общ. ред. Ю.Н. Царегородцева. – М. : Изд-во Моск. Гуманит. ун-та, 2012, – 180 с. – (Сер. «Глоссарий по дисциплинам менеджмент – подготовки МосГУ» ; Вып. 4).
  3. Учебное пособие по дисциплине «Стратегический менеджмента». Основы менеджмента. Менеджмент. Стратегический менеджмент : учеб. Пособие / В.П. Борисенко, Ю.Н. Царегородцев и др. ; под общ. ред. Ю.Н. Царегородцева. – М. : Изд-во Моск. Гуманит. ун-та, 2012, – 156 с. – (Сер. «Глоссарий по дисциплинам менеджмент – подготовки МосГУ» ; Вып. 1).
  4. Учебное пособие по дисциплине «Основы менеджмента». Основы менеджмента. Менеджмент. Стратегический менеджмент : учеб. Пособие / В.П. Борисенко, Ю.Н. Царегородцев и др. ; под общ. ред. Ю.Н. Царегородцева. – М. : Изд-во Моск. Гуманит. ун-та, 2012, – 156 с. – (Сер. «Глоссарий по дисциплинам менеджмент – подготовки МосГУ» ; Вып. 1).

 

б) дополнительная литература:

  1. Воровщиков С.Г. Азбука логического мышления: Учебное пособие для учащихся старших классов. – М.: «Центральное издательство», 2005. – 288 с.
  2. Воскобойников А. Э. Концепции современного естествознания : учеб. пособие. – М. : Нац. ин-т бизнеса, 2004. – 403 с.
  3. Глущенко В.В., Глущенко И.И. Исследование систем управления: социологические, экономические, прогнозные, плановые, экспериментальные исследования: Учеб. Пособие для вузов. – г. Железнодорожный, Моск. обл.: ООО НПЦ «Крылья», 2004. – 416 с, изд. 2-е испр. и доп.
  4. Глущенко В.В., Глущенко И.И. Разработка управленческого решения. Прогнозирование – планирование. Теория проектирования экспериментов. г.Железнодорожный, М.О., НПЦ «Крылья», 1997,-400 с.
  5. Демидова А.В. Исследование систем управления: Конспект лекций.- М.: Приор-издат, 2006.- 96 с.
  6. Игнатьева А.В., Максимцов М.М. Исследование систем управления: Учеб. пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. – 157 с.
  7. Коротков Э.М. Исследование систем управления: Учебник. – М.:Издательско-Консалтинговое Предприятие «ДеКА», 2004. -336 с.
  8. Мишин В.М.Исследование систем управления. – Учебник для вузов. – М: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 527 с.
  9. Мухин В.И. Исследование систем управления. – М.: Издательство «Экзамен», 2006. – 2-е изд. доп. и перераб. – 479 с.
  10. Мыльник В.В., Титаренко В.П., Волчиенко В.А. Исследование систем управления: Учебное пособие для вузов.– 4-е изд.– М.: Академический проект; Трикста.- 2006.- 352 с.
  11. Рогожин С.В. Исследование систем управления. – М.: Национальный институт бизнеса, 2000
  12. Смирнов Э.А. «Управленческие решения». М, Инфра-М, 2001.
  13. Спицнадель В. Н.С Основы системного анализа: Учеб. пособие. — СПб.: «Изд. дом «Бизнесс-пресса», 2000 г. — 326 с.
  14. Фатхутдинов Р. А. Управленческие решения: Учебник. — М.: ИНФРА-М, 2000
  15. Широков Л.А. Исследование систем управления. – М: РИЦ МГИУ, 2000.

 

в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы

http:// www. ko.ru/rubrics/19 – Журнал «Компания»;

http://www. kommersant.ru/sf/ – Журнал «Секреты фирмы»;

http://www. pwc.ru/ru – Сайт компании PwC;

http://expert.ru/ – Журнал «Эксперт»;

http:/ www. businesspress.ru  – Деловая пресса;

http:/ www. garant.ru  – Гарант;

Информационно-справочная система «Консультант Плюс»;

http:/ www. rbc.ru – РосБизнесКонсалтинг (материалы аналитического и обзорного характера).

 

  1. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Для материально-технического обеспечения дисциплины «Исследование систем управления» используются компьютерные классы, специализированная аудитория и фонды библиотеки Университета.

В компьютерных классах установлены компьютеры и мультимедийный  проектор.

В специализированной аудитории при подготовке бакалавров по направлению «Управление персоналом» используют аудио-, видео- и мультимедийные материалы; мультимедийные комплексы, включающие ноутбук, проектор,  экран.

Общий фонд библиотеки  включает учебники и учебные пособия, научную литературу, в которую входят: диссертации, монографии, авторефераты, вся справочная литература, энциклопедии – универсальные  и отраслевые, электронные учебники.

Фонд дополнительной литературы помимо учебной,  включает официальные,  справочно-библиграфические  и  периодические издания. Фонд периодики представлен отраслевыми изданиями, соответствующими профилю вуза. Фонд периодических изданий комплектуется массовыми центральными и местными общественно-политическими изданиями.

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению и профилю подготовки «Управление персоналом».

 


  1. Лист регистрации изменений, вносимых в программу дисциплины
№ изменения дата Страницы с изменениями Перечень и содержание откорректированных разделов программы

 

 

[1] Указанная литература имеется в библиотеке МосГУ и в электронной библиотеке

Sidebar