Рабочая программа

АНО ВПО «МОСКОВСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 УТВЕРЖДАЮ:

проректор по учебной работе

_________________________

А.И. Ковалева

«__»_______________ 2012 г.

 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

МЕТОДЫ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ

Б3.В.ОД.12

Направление подготовки 080400.62 – «Управление персоналом»

Профиль подготовки «Управление персоналом»

Квалификация (степень) выпускника – бакалавр

Форма обучения очная, заочная

Факультет Экономики и управления

Кафедра менеджмента

 Москва

2012

 

Рабочая программа дисциплины «Методы принятия управленческих решений» составлена с учетом требований ФГОС по направлению 080400.62 и профилю подготовки «Управление персоналом» в соответствии с рабочим учебным планом, утвержденным ректором АНО ВПО «Московский гуманитарный университет».

 

Автор:

Кандидат экономических наук, доцент,

доцент кафедры менеджмента ННОУ ВПО

«Московский гуманитарный университет»                             В.П. Борисенко

 

 

Эксперты:

Доктор экономических наук, профессор,

профессор кафедры менеджмента ННОУ ВПО

«Московский гуманитарный университет»                О.Ю. Минченкова

 

Доктор экономических наук, профессор

кафедры теории организации и управления

ФГБОУ ВПО «Государственный университет управления» Э.А. Смирнов

 

 

 

 

 

 

ОБСУЖДЕНО

на заседании кафедры Менеджмента  «19» сентября  2012 г., протокол № 2

 

ОДОБРЕНО

Методической комиссией факультета Экономики и управления «25» октября 2012 г., протокол № 3.

 

  1. Цели освоения дисциплины

Целями освоения дисциплины «Методы принятия управленческих решений» являются:

  • освоение теоретических основ и закономерностей принятия управленческих решений;
  • освоение основных и специальных методов анализа в различных сферах профессиональной деятельности;
  • приобретение знаний, умений и навыков в области принятия управленческих решений;
  • приобретение навыков принятия управленческих решений;
  • формирование общекультурных и профессиональных компетенций;
  • развитие навыков самостоятельной работы в области принятия управленческих решений;
  • методологическое обеспечение подготовки, организации и реализации управленческих решений.

Учебные задачи дисциплины:

  • структуризация знаний в области принятия управленческих решений, развитие системного мышления;
  • выработка навыков самостоятельного принятия управленческих решений;
  • изучение передового опыта в области принятия управленческих решений;
  • приобретение умений и навыков использования полученных знаний для повышения эффективности производственно-хозяйственной деятельности организации, формирование компетенций в области профессиональной деятельности.

 

2.Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата

Дисциплина «Методы принятия управленческих решений» читается в базовой части математического и естественнонаучного цикла по направлению подготовки «Управление персоналом» (квалификация «бакалавриат») и опирается на знание управленческих дисциплин. Наиболее тесной является связь с курсами «Основы теории управления», «Теория менеджмента», «Маркетинг», «Статистика, теория статистики»,

Знания и навыки, полученные при изучении данной дисциплины, являются необходимой базой для освоения дисциплин «Антикризисное управление», «Стратегический менеджмент», «Инновационный менеджмент в управлении персонала».

 

  1. Требования к результатам освоения дисциплины

Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Методы принятия управленческих решений»:

  • ОК-16 – владением методами количественного анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования;
  • ОК-21 – учетом последствий управленческих решений и действий с позиции социальной ответственности.

В результате освоения дисциплины «Методы принятия управленческих решений» обучающийся должен:

Знать:

  • теоретические основы, задачи и принципы разработки и реализации управленческих решений;
  • основные формы разработки и реализации управленческих решений;
  • методы, приемы и модели разработки управленческих решений;
  • методы оценки качества и эффективности управленческих решений.

Уметь: разработать управленческое решение исходя из контекста ситуации и реализовать его с максимальной эффективностью.

Владеть: методологией разработки и принятия управленческих решений.

 

 

 

 

 

  1. Структура и содержание дисциплины

4.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы Очная Заочная
Всего часов Зач.ед Всего часов Зач.ед
Аудиторные занятия (всего) 72 2 12 0,33
в т.ч. лекции (Л) 28 0,78 6 0,16
семинарские и практические занятия (ПЗ) 44 1,22 6 0,16
в т.ч. активные и интерактивные формы работы 8/10 (18) 0,5 2/2 (4) 0,11
Самостоятельная работа студентов (всего) 63 1,75 123 3,42
в т.ч. выполнение домашних заданий 30 0,83 60 1,66
работа с учебной и научной литературой 33 0,92 63 1,75
Подготовка к экзаменам 9 0,25 9 0,25
Вид промежуточной аттестации Экзамен

 

Экзамен

 

Общая трудоемкость (час./зач.ед.) 144 144

 

 

   4.2.1. Очная форма обучения
 № тема и содержание занятия лекции семинарские и практические занятия самостоятельная работа студентов всего в т.ч. интерактивные формы работы отрабатываемые компетенции
п/п
1 2 3 4 6 7 8 9
1 Методология принятия управленческих решений 6 10 15 31 2 ОК-16
2 Организация процесса  принятия управленческого решения 8 12 15 35 4 ОК-16
3 Модели и методы принятия управленческих решений 8 12 18 38 8 ОК-21
4 Качество и эффективность управленческих решений 6 10 15 31 2 ОК-21

 

4.2.2. Заочная форма обучения                                                                      

тема и содержание занятия лекции семинарские и практические занятия самостоятельная работа студентов всего в т.ч. интерактивные формы работы отрабатываемые компетенции
п/п
1 2 3 4 6 7 8 9
1 Методология принятия управленческих решений 1 1 20 22 2 ОК-16
2 Организация процесса  принятия управленческого решения 2 2 30 34 4 ОК-16
3 Модели и методы принятия управленческих решений 2 2 53 57 8 ОК-21
4 Качество и эффективность управленческих решений 1 1 20 22 2 ОК-21

 

 

4.3. Содержание дисциплины

4.3.1. Темы лекционных занятий

Тема 1. Методология принятия управленческих решений

Основные понятия. Сущность управленческих решений. Направленность управленческих решений. Требования, предъявляемые к управленческим решениям. Понятие проблемы. Типология управленческих решений.

Понятие неопределенностей. Виды неопределенностей. Причины неопределенности. Неопределенность и риск как явление и процесс. Классификация неопределенностей. Признаки неожиданностей. Системы чрезвычайных мер при неожиданностях. Анализ факторов неопределенности организационной среды. Понятие риска. Факторы риска. Оценка рисков. Классификация рисков. Методы и приемы управления рисками. Мониторинг и контроль рисков.

 

Тема 2. Организация процесса  принятия управленческого решения

Понятие цели, целеполагания. Целевое управление. Декомпозиция целей. Классификация целей по системе сбалансированных показателей. Методы сравнения целей. Закономерности, свойства, принципы целей и потребностей систем управления.

Технологии разработки управленческих решений. Целевые технологии: инициативно-целевая технология; программно-целевая технология; регламентная технология. Процессорные технологии: «Управление по результатам»; «Управление на базе потребностей и интересов»; «Управление путем постоянных проверок и указаний»; «Управление в исключительных случаях»; «Управление на базе искусственного интеллекта»; «Управление на базе активизации деятельности персонала». Административные процедуры для разработки и реализации управленческих решений: по разработке, по согласованию, по выбору, по утверждению  и по организации выполнения управленческого решения. Формы подготовки управленческих решений.  Формы реализации управленческих решений. Механизм совместного использования форм подготовки и реализации управленческих решений.

 

Тема 3.  Модели и методы принятия управленческих решений

Понятие методологии и метода. Модели и методология разработки управленческого решения. Принципы управления системами. Понятие модели. Классификация моделей. Способы формирования моделей. Моделирование. Модель на основе теории управления. Модель Карнеги. Модель инкрементального процесса. Модель «мусорного ящика».

Методы анализа. Матрицы портфельного анализа. Понятие альтернатив. Анализ внешней среды и ее  влияния на реализацию альтернатив.

 

Тема 4. Качество и эффективность управленческих решений

Условия и факторы качества управленческих   решений. Эффективность решений: понятие и ее составляющие. Контроль реализации управленческих решений.

Классификация видов ответственности и обязанностей. Технологические виды и формы ответственности: професси­ональная, дисциплинарная, административная, юридическая, эко­номическая, материальная. Гуманитарные виды и формы ответственности: социальная, экологическая, партийная, этическая и политическая.

 

4.3.2. Темы семинарских и практических занятий

 

СЕМИНАР 1-3. Методология разработки управленческих решений

 

  1. Понятийный диктант: решения, проблема, неопределенность, явление, процесс, факторы.

 

  1. Дискуссия: карты характеристик решений и управленческих решений.

 

  1. Устные сообщения:

Типология управленческих решений.

Современные системы поддержки управленческих решений.

 

  1. Деловая игра: группы готовят свое определение решений и управленческих решений на основании карт различий.

 

  1. Тестирование:

Функции решения в методологии и организации процесса управления.

Методология разработки управленческих решений.

Условия неопределенности и риска в принятии управленческих решений.

Организация процесса  разработки управленческого решения.

Анализ альтернатив действий.

Целевая  ориентация управленческих решений.

Управленческие решения  и  ответственность.

Качество и эффективность управленческих решений.

Методология разработки управленческих решений.

Условия неопределенности и риска в принятии управленческих решений.

Организация процесса  разработки управленческого решения.

Анализ альтернатив действий.

Целевая  ориентация управленческих решений.

Управленческие решения  и  ответственность.

Качество и эффективность управленческих решений.

Условия неопределенности и риска в принятии управленческих решений.

Рефлексивный анализ по пройденному материалу и его месту в дисциплине.

 

  1. Вопросы к экзамену:

Управленческое решение: сущность и место в системе управления.

Роль решения в осуществлении процесса управления.

Содержание управленческого решения.

Классификация управленческих решений.

Структура системы управленческих решений.

Внешняя среда системы управленческих решений.

Поле проблем и пространство решений.

Цель и альтернативы ее достижения.

 

  1. Рефлексивный анализ по пройденному материалу и его месту в дисциплине.

 

СЕМИНАР 4-5.

  1. Понятийный диктант: декомпозиция, технологии, реализация, подготовка, механизм, административный, целеполагание.

 

  1. Тематика докладов/рефератов:

Административные процедуры для разработки и реализации управленческих решений. Формы подготовки и реализации управленческих решений.

 

  1. Тематика домашних заданий

Технологические схемы разработки управленческих решений.

Разработка и принятие стратегических решений.

Расчет процедур разработки и реализации управленческих решений.

 

  1. Вопросы к экзамену:

Этапы и операции процесса принятия управленческих решений.

Выявление управляемых факторов в процессе принятия управленческих решений.

Обоснование управленческих решений.

Индивидуальное принятие решений.

Групповое принятие решений.

Способы принятия управленческих решений.

 

  1. Тестирование:

Управление по целям, целевое управление.

Цель управления.

Инициативно-целевая технология.

Программно-целевая технология.

Регламентная технология.

Технология «Управление по результатам».

Технология «Управление на базе потребностей и интересов».

 

  1. Контрольная работа с примерами по знанию процессных технологий и целевых технологий.

 

  1. Рефлексивный анализ по пройденному материалу и его месту в дисциплине.

 

СЕМИНАР 6. Методология и методы принятия управленческих решений

  1. Тестирование по темам 1-2.
  2. Рефлексивный анализ по пройденному материалу и его месту в дисциплине.

 

СЕМИНАР 7. Методология и методы принятия управленческих решений

  1. Письменная контрольная работа по пройденному материалу в форме схематического и понятийного диктанта.

 

СЕМИНАР 8-9. Модели и методы принятия управленческих решений

 

  1. Понятийный диктант: метод, модель, анализ, матрица, моделирование, альтернатива, портфель.

 

  1. Деловая игра: интеллектуальное домино процесса разработки и принятия управленческих решений

 

  1. Вопросы к экзамену:

Типовые модели моделей разработки решений.

Элементы базовой модели разработки управленческих решений.

Этапы и операции процесса принятия управленческих решений.

Выявление управляемых факторов в процессе принятия управленческих решений.

Определение альтернатив изменения управляемых факторов.

Обеспечение сопоставимости альтернатив.

Моделирование результатов реализации альтернатив в определенных условиях внешней среды.

Сравнение альтернатив на основе соответствия результатов их реализации целям деятельности.

Анализ и оценка полезности альтернатив действий.

Выявление неуправляемых факторов.

Выявление значимых факторов  внешней среды решения.

 

  1. Контрольная работа

Расчет матрицы портфельного анализа.

Анализ и расчет внешней среды и ее  влияния на реализацию альтернатив.

 

  1. Тестирование:

Анализ.

Стратегический потенциал организации.

Ситуационный анализ.

Портфельный анализ.

Определение альтернатив.

Матрица БКГ (BCG).

Матрица GE/McKinsey.

Матрица Shell.

Матрица Ансофа.

Матрица ADL.

 

  1. Тематика докладов/рефератов:

Целевое управление.

Классификация целей по системе сбалансированных показателей.

Методы сравнения целей.

Закономерности, свойства, принципы целей и потребностей систем управления.

 

  1. Рефлексивный анализ по пройденному материалу и его месту в дисциплине.

 

СЕМИНАР 10. Модели и матрицы разработки и реализации управленческих решений.

  1. Тестирование по темам 1-3.
  2. Рефлексивный анализ по пройденному материалу и его месту в дисциплине.

 

СЕМИНАР 11. Модели и матрицы разработки и реализации управленческих решений.

  1. Письменная контрольная работа по пройденному материалу в форме схематического и понятийного диктанта.

 

Семинар 12-13. Качество и эффективность управленческих решений

 

  1. Понятийный диктант: качество, эффективность, оценка, контроль, ответственность, обязанность.

 

  1. Деловая игра: мозговой штурм – оценка качества решений.

 

  1. Контрольная работа:

Расчет факторов качества управленческих решений.

Расчет эффективности решений.

 

  1. Тематика докладов/рефератов:

Методы анализа ситуаций и проблем при разработке решений.

Управленческое решение и полномочия руководителя: взаимовлияние и взаимозависимость.

Проблемы оценки эффективности решений.

Влияние личностных качеств субъекта решения на разработку и выбор решения.

 

  1. Вопросы к экзамену:

Реализация управленческих решений: организационный и поведенческий аспекты.

Понятие эффективности и качества управленческого решения.

Условия обеспечения качества управленческого решения.

Повышение эффективности и качества управленческих решений.

 

  1. Тестирование:

Качество.

Качество управления.

Эффективность.

Контроль.

Организационная эффективность.

 

  1. Рефлексивный анализ по пройденному материалу и его месту в дисциплине.

 

СЕМИНАР 14. Методы разработки управленческих решений.

  1. Тестирование по темам 1-4.
  2. Рефлексивный анализ по пройденному материалу и его месту в дисциплине.

 

СЕМИНАР 15. Методы разработки управленческих решений.

  1. Письменная контрольная работа по пройденному материалу в форме схематического и понятийного диктанта.

 

 

  1. Образовательные технологии

При реализации программы дисциплины «Методы принятия управленческих решений» используются различные образовательные технологии, включая традиционные, не имитационные и имитационные, не игровые и игровые технологии и методы, применяемые на лекционных, семинарских и лабораторных работах.

В частности применяется метод адаптивного обучения – способ организации учебного процесса с учетом индивидуального уровня подготовки обучаемого до начала учебного процесса (Введение, практическое занятие 1) и в процессе обучения.

На первом практическом занятии выясняется уровень индивидуальной подготовки студентов на основе результатов входного контроля путем проведения письменной контрольной работы в виде понятийного, схематичного диктанта. Далее по темам курса каждый студент получает индивидуальное практическое задание и активно участвует в достижении поставленной цели. При этом студент овладевает информационно-коммуникационными технологиями для подготовки презентаций по теме практического (семинарского) занятия.

Во время аудиторных занятий лекции проводятся с использованием ПК и проектора, практические занятия – в виде группового обсуждения под руководством преподавателя проблем предметной области. В учебном процессе  используются материалы печатные и в электронной форме; аудио, видеоносители; аудио видео- лекции в электронной форме и др.

Для реализации компетентностного подхода предусмотрено  использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (понятийный и схематичного диктантов, решение практических задач; обсуждение докладов; письменные домашние работы; расчетно-аналитические задания; консультации преподавателей; подготовка карт памяти; рефлексионного анализа; деловых игр; тренингов; дискуссий; мастер-классов; круглых столов; метода кейс-стади; метода проектов; тестирования) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. В рамках учебных курсов  предусмотрены встречи с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер-класс специалиста.

Понятийный диктант – форма проверки знаний студентов в виде формулировки понятий дисциплины.

Схематичный диктант – форма проверки знаний студентов в виде подготовки схем по основным смысловым единицам курса.

Решение практических задач – в ходы выполнения лабораторных работ – процесс определения возможных вариантов решения проблемных ситуаций.

Обсуждение докладов – форма проведения занятий в виде прослушивания докладов и их последующего обсуждения.

Письменные домашние работы – форма самостоятельной работы студентов по темам, форме и методологии, предложенной преподавателем.

Расчетно-аналитические задания – процесс решения задач с применением математических и статистических приемов.

Консультации преподавателей – интерактивная форма общенияч со студентами, предусматривающая диалог по актуальным темам изучаеого курса.

Подготовка карт памяти – форма работы студентов  в виде структуризации, систематизации и письмеменного изложения изучаемого курса в графическом выражении.

Рефлексионный анализ – форма работы студентов, заключающаяся в самостоятельной фиксации выводов по изученным темам курса.

Деловая игра – метод имитации  (подражания, изображения) принятия решений торговым персоналом разного уровня управления в производственных ситуациях (в учебном процессе – в искусственно созданных ситуациях), осуществляемый по заданным правилам группой людей в диалоговом режиме. Диалоговые игры применяются в качестве средства активного обучения в бизнесе, познания норм поведения, освоения процессов принятия решения.

Тренинг – форма интерактивного обучения, целью которого является развитие компетентности и межличностного профессионального поведения в общении.

Дискуссия – форма учебной работы, в рамках которой студенты высказывают свое мнение по проблеме, заданной преподавателем Проведение дискуссий по проблемным вопросам подразумевает написание студентами реферата по тематике предложенной преподавателем.

Мастер-класс – занятие, которое проводит эксперт – известный действующий специалист в профессиональной области, для тех, кто хочет улучшить свои практические достижения в данной дисциплине.

Круглый стол – один из наиболее эффективных способов для обсуждения острых, сложных и актуальных на текущий момент вопросов в любой профессиональной среде, обмена опытом и творческих инициатив. Такая форма общения позволяет лучше усвоить материал, найти необходимые решения в процессе эффективного диалога.

Метод кейс-стади – обучение при котором студенты и преподаватели участвуют в непосредственном обсуждении деловых ситуаций или задач. При данном методе обучения студент самостоятельно вынужден принимать решение и обосновывать его.

Метод проектов – комплексный метод обучения, результатом которого является создание какого-либо продукта и явления. В основе учебных проектов лежат исследовательские методы обучения.

Тестирование – контроль знаний с помощью тестов с открытыми и закрытыми вопросами для текущей и промежуточной аттестации, самоконтроля. Заключительная тема дисциплины может быть совмещена с тестированием. Она позволяет выявить итоговый уровень подготовленности студента в зависимости от посещения им аудиторных занятий, выполнения  практических заданий и самостоятельной работы.

 

5.2. Активные и интерактивные формы работы со студентами

Форма работы Форма осуществления работы Кол-во часов Виды СРС Плановые сроки выполнения Форма отчетности
Активная Доклад по теме семинарских и практических занятий. Лекции – беседы. Аналитические и практические задачи. 8 Доклады по темам семинарских занятий, решение задач, понятийный и схематичный диктанты В соответствии с учебным планом Устно, рефераты, диктанты (темы 1-4)
Интерактивная Круглый стол, деловая игра, дискуссии, мозговой штурм, кейс-стади, тренинг 10 Обсуждение рефератов, деловых ситуаций и практических задач, рефлексивный анализ В соответствии с учебным планом Тезисы, расчеты, групповые обсуждения проблемных и деловых ситуаций (темы 1-4)

Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, целом в учебном процессе составляют не менее 25% аудиторных занятий в соответствии с  требованиями ФГОС и учетом специфики ООП. Занятия лекционного типа для групп студентов запланированы в соответствии с  рабочим учебным планом.

 

  1. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов

Формы контроля: текущий и промежуточный (экзамен).

Текущий контроль включает:

выступления на практических занятиях; деловые игры; письменные контрольные работы; задания на разрешение противоречий; понятийный, ассоциативный, схематичный диктанты; составление алгоритма разработки нового управленческого решения (интеллектуальное домино); перекрестное анкетирование; подготовка карт памяти по дисциплине.

 

Нормативы балльно-рейтинговой системы

Оценка за сообщение на семинаре, за участие в дискуссии — до 5 баллов.

Оценка за доклад на семинаре — от 5 до 15 баллов.

Оценка за выполнение тестового задания — 1 балл за каждый правильный ответ.

Оценка за выполнение домашних заданий — 5 баллов за каждое правильное задание.

Оценка «отлично» – больше 250 баллов.

Оценка «хорошо» – больше 200 баллов.

Оценка «удовлетворительно» – больше 100 баллов.

 

6.1. Примерная тематика докладов/рефератов, домашних заданий, рефератов

  1. Современные системы поддержки управленческих решений.
  2. Техническое обеспечение разработки и принятия решений в процессе управления.
  3. Принятие решений в предпринимательском контексте.
  4. Разработка нестандартных решений.
  5. Принятие решений в экстремальных ситуациях.
  6. Развитие методологии разработки решений.
  7. Принятие решений в государственных и муниципальных организациях.
  8. Психологические аспекты принятия решений.
  9. Технологические схемы разработки управленческих решений.
  10. Разработка и принятие стратегических решений.
  11. Система методов разработки управленческих решений.
  12. Организационные схемы разработки решений.
  13. Индивидуальное и групповое принятие решений.
  14. Анализ и оценка качества управленческого решения.
  15. Факторы и условия разработки и принятия решений в системах управления.
  16. Управленческое решение как функция менеджмента.
  17. Современные принципы разработки управленческих решений.
  18. Методы анализа ситуаций и проблем при разработке решений.
  19. Управленческое решение и полномочия руководителя: взаимовлияние и взаимозависимость.
  20. Проблемы оценки эффективности решений.
  21. Влияние личностных качеств субъекта решения на разработку и выбор решения.

 

6.2. Примерный перечень вопросов к экзамену

  1. Управленческое решение: сущность и место в системе управления.
  2. Роль решения в осуществлении процесса управления.
  3. Содержание управленческого решения.
  4. Классификация управленческих решений.
  5. Структура системы управленческих решений.
  6. Внешняя среда системы управленческих решений.
  7. Поле проблем и пространство решений.
  8. Цель и альтернативы ее достижения.
  9. Типовые модели моделей разработки решений.
  • Элементы базовой модели разработки управленческих решений.
  • Этапы и операции процесса принятия управленческих решений.
  • Выявление управляемых факторов в процессе принятия управленческих решений.
  • Определение альтернатив изменения управляемых факторов.
  • Обеспечение сопоставимости альтернатив.
  • Моделирование результатов реализации альтернатив в определенных условиях внешней среды.
  • Сравнение альтернатив на основе соответствия результатов их реализации целям деятельности.
  • Анализ и оценка полезности альтернатив действий.
  • Выявление неуправляемых факторов.
  • Выявление значимых факторов внешней среды решения.
  • Информация и решение: соотношение и взаимосвязь, современные требования к информации.
  • Роль и значение информации в процессе принятия управленческих решений.
  • Информационные системы поддержки управленческих решений.
  • Современные методы сбора и обработки информации в процессе принятия управленческих решений.
  • Понятие и виды неопределенности в принятии управленческих решений.
  • Принятие управленческих решений в условиях риска.
  • Типы риска, схема и методы анализа риска.
  • Анализ и оптимизация управленческих решений.
  • Обоснование управленческих решений.
  • Индивидуальное принятие решений.
  • Групповое принятие решений.
  • Способы принятия управленческих решений.
  • Организационные принципы разработки управленческих решений.
  • Организационные аспекты разработки и принятия решений.
  • Организационный диалог как форма разработки и принятия управленческих решений.
  • Реализация управленческих решений: организационный и поведенческий аспекты.
  • Понятие эффективности и качества управленческого решения.
  • Условия обеспечения качества управленческого решения.
  • Повышение эффективности и качества управленческих решений.
  • Виды ответственности за управленческие решения.
  • Механизм реализации ответственности за управленческие

решения.

 

 

 

6.3. Тематика понятийных диктантов:

решения, проблема, неопределенность, явление, процесс, факторы, декомпозиция, технологии, реализация, подготовка, механизм, административный, целеполагание, метод, модель, анализ, матрица, моделирование, альтернатива, портфель, качество, эффективность, оценка, контроль, ответственность, обязанность.

 

6.4. Тематика тестов (обработанные тесты находятся в центре тестирования)

Функции решения в методологии и организации процесса управления.

Методология разработки управленческих решений.

Условия неопределенности и риска в принятии управленческих решений.

Организация процесса  разработки управленческого решения.

Анализ альтернатив действий.

Целевая  ориентация управленческих решений.

Управленческие решения  и  ответственность.

Качество и эффективность управленческих решений.

Методология разработки управленческих решений.

Условия неопределенности и риска в принятии управленческих решений.

Организация процесса  разработки управленческого решения.

Анализ альтернатив действий.

Целевая  ориентация управленческих решений.

Управленческие решения  и  ответственность.

Качество и эффективность управленческих решений.

Условия неопределенности и риска в принятии управленческих решений.

Управление по целям, целевое управление.

Цель управления.

Инициативно-целевая технология.

Программно-целевая технология.

Регламентная технология.

Технология «Управление по результатам».

Технология «Управление на базе потребностей и интересов».

Анализ.

Стратегический потенциал организации.

Ситуационный анализ.

Портфельный анализ.

Определение альтернатив.

Матрица БКГ (BCG).

Матрица GE/McKinsey.

Матрица Shell.

Матрица Ансофа.

Матрица ADL.

Качество.

Качество управления.

Эффективность.

Контроль.

Организационная эффективность.

 

 

 

 

 

  1. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины «Методы принятия управленческих решений»

а) основная литература[1]:

  1. Смирнов Э.А., Селезнев В.Н. «Управленческие решения»: учебник для вузов. – 3-е изд., перераб. И дол. – М: Издательство НИБ, 2008.
  2. Методология исследований систем управления/под общ. ред. д-ра эконом. наук Ю.Н.Царегородцева, канд.эконом.наук В.П.Борисенко. – М. Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2011.
  3. Учебное пособие по дисциплине «Исследование систем управления» Исследование систем управления. Инновационный менеджмент. Производственный менеджмент : учеб. Пособие / А.М.Афонин, В.П. Борисенко и др. ; под общ. ред. Ю.Н. Царегородцева. – М. : Изд-во Моск. Гуманит. ун-та, 2012, – 180 с. – (Сер. «Глоссарий по дисциплинам менеджмент – подготовки МосГУ» ; Вып. 4).
  4. Царегородцев Ю.Н., Борисенко В.П. Управленческие решения Глоссарий М.: Московский гуманитарный университет, 2011.- 83 с.
  5. Учебное пособие по дисциплине «Методы разработки управленческих решений». Методы разработки управленческих решений. Речевые коммуникации в управлении. Деловые коммуникации: глоссарий. Вып. 8 / В.П. Борисенко, В.И.Колношенко, О.В. Колношенко, М.Я Курганская, А.М.Петрова ; под общ. ред. Ю.Н. Царегородцева. – М. : Изд-во Моск. Гуманит. ун-та, 2014, – 160 с. – (Сер. «Глоссарий по дисциплинам менеджмент – подготовки МосГУ».

 

б) дополнительная литература:

  1. Балдин К.В., Воробьев С.Н. Управленческие решения: теория и технология принятия: Учебник для вузов. – М.: Проект, 2007. – 304 с.
  2. Вертаков Ю.В., Козьева И.А., Кузьбожев Э.Н. Управленческие решения: разработка и выбор: учебное пособие – М.: КНОРУС, 2005. – 352 с.
  3. Глущенко В.В. Менеджмент /системные основы/. г. Железнодорожный: НПЦ «Крылья», 1996.
  4. Комлев Е.Б. Теория управления: конспект лекций – М.: Московский гуманитарный университет, 2007 г. – 156 с.
  5. Коротков Э.М. Исследование систем управления: Учебник. – М.:Издательско-Консалтинговое Предприятие «ДеКА», 2004. -336 с.
  6. Лукичева Л.И., Егорычев Д.Н. Управленческие решения: учебник – М. Омега-Л, 2006. – 383 с.
  7. Моделирование рисковых ситуаций в экономике и бизнесе: Учеб. Пособие / А.М. Дубров, Б.А. Лагоша, Е.Ю.Хрусталев; под ред. Б.А.Лагоши. – М.: Финансы и статистика, 2000.
  8. Фатхутдинов Р. А. Управленческие решения: Учебник. — М.: ИНФРА-М, 2000
  9. Юкаева В.С. Управленческие решения. – М.: Дашков и К., 2006.

 

в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы

http:// www. ko.ru/rubrics/19 – Журнал «Компания»;

http://www. kommersant.ru/sf/ – Журнал «Секреты фирмы»;

http://www. pwc.ru/ru – Сайт компании PwC;

http://expert.ru/ – Журнал «Эксперт»;

http:/ www. businesspress.ru  – Деловая пресса;

http:/ www. garant.ru  – Гарант;

Информационно-справочная система «Консультант Плюс»;

http:/ www. rbc.ru – РосБизнесКонсалтинг (материалы аналитического и обзорного характера).

 

 

 

 

 

  1. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Для материально-технического обеспечения дисциплины «Методы принятия управленческих решений» используются компьютерные классы, специализированная аудитория и фонды библиотеки Университета.

В компьютерных классах установлены компьютеры и мультимедийный  проектор.

В специализированной аудитории при подготовке бакалавров по направлению «Управление персоналом» используют аудио-, видео- и мультимедийные материалы; мультимедийные комплексы, включающие ноутбук, проектор,  экран.

Общий фонд библиотеки  включает учебники и учебные пособия, научную литературу, в которую входят: диссертации, монографии, авторефераты, вся справочная литература, энциклопедии – универсальные  и отраслевые, электронные учебники.

Фонд дополнительной литературы помимо учебной,  включает официальные,  справочно-библиграфические  и  периодические издания. Фонд периодики представлен отраслевыми изданиями, соответствующими профилю вуза. Фонд периодических изданий комплектуется массовыми центральными и местными общественно-политическими изданиями.

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению 080400.62 и профилю подготовки «Управление персоналом».

 


  1. Лист регистрации изменений, вносимых в программу дисциплины
№ изменения дата Страницы с изменениями Перечень и содержание откорректированных разделов программы

 

 

[1] Указанная литература имеется в библиотеке МосГУ и в электронной библиотеке

Sidebar