Рабочая программа

Рабочая программа дисциплины «Стратегический менеджмент» составлена с учетом требований ФГОС по направлению 080200.62 «Менеджмент» и профилю подготовки «Маркетинг» в соответствии с рабочим учебным планом, утвержденным ректором ННОУ ВПО «Московский гуманитарный университет».

Автор:

Кандидат экономических наук, доцент                     В.П. Борисенко

Эксперты:

Доктор экономических наук, профессор,

кафедры Менеджмента         ННОУ ВПО «Московский

гуманитарный университет»                                                                  О.Ю.Минченкова

Доктор экономических наук, профессор,

профессор кафедры ФГБОУ ВПО

«Государственный университет управления»                                   Э.А. Смирнов

ОБСУЖДЕНО

на заседании кафедры Менеджмента  «19» сентября  2012 г., протокол № 2

ОДОБРЕНО

Методической комиссией факультета Экономики и управления «25» октября 2012 г., протокол № 3.

 

  1. Цели освоения дисциплины

Цель дисциплины: освоение теоретических знаний и формирование компетенций, позволяющих принимать эффективные управленческие решения в области стратегического менеджмента.

Задачи дисциплины:

  • структуризация знаний в области стратегического анализа, стратегического планирования, прогнозирования и контроля;
  • выработка навыков самостоятельной работы с моделями стратегического менеджмента, использования основных методов стратегического анализа;
  • изучение передового опыта в области стратегического менеджмента;
  • формирование навыков, умений и компетенций, необходимых для повышения эффективности управления производственно-хозяйственной деятельностью организации.

 

2.Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата

Дисциплина «Стратегический менеджмент» читается в базовой части профессионального цикла по направлению подготовки «Менеджмент» (квалификация «бакалавриат») и опирается на знание управленческих дисциплин. Наиболее тесной является связь с курсами ???

  1. Требования к результатам освоения дисциплины

Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Стратегический менеджмент».

3.1. Общекультурные компетенции:

  • ОК-20 – способностью учитывать последствия управленческих решений и действий с позиции социальной ответственности.

 

3.2. Профессиональные компетенции:

  • ПК-13 – способностью участвовать в разработке стратегии управления человеческими ресурсами организаций, планировать и осуществлять мероприятия, направленные на ее реализацию;
  • ПК-37 – умением проводить аудит человеческих ресурсов и осуществлять диагностику организационной культуры.

 

В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать: теоретические основы, задачи и методы стратегического менеджмента; базовые виды стратегий; приемы стратегического анализа, планирования, контроля и оценки результатов стратегической деятельности.

Уметь: оценить внутреннюю и внешнюю ситуацию для принятия правильной стратегии действий.

Владеть: методикой стратегического анализа, планирования, прогнозирования, оценки и контроля организации.

 

 

  1. Структура и содержание дисциплины «Стратегический менеджмент»

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы, 108 часов.

4.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы Очная
Всего часов Зач.ед
Аудиторные занятия (всего) 54 1,5
в т.ч. лекции (Л) 24 0,7
семинарские и практические занятия (ПЗ) 30 0,8
в т.ч. активные и интерактивные формы работы 6/8 (14) 0,4
Самостоятельная работа студентов (всего) 45 1,3
в т.ч. выполнение домашних заданий 16 0,44
работа с учебной и научной литературой 29 0,81
Подготовка к экзаменам 9 0,3
Вид промежуточной аттестации Экзамен
5 семестр
Общая трудоемкость (час./зач.ед.) 108

 

 

 

4.2. Тематический план дисциплины

 № тема и содержание занятия лекции семинарские и практические занятия самостоятельная работа студентов всего в т.ч. интерактивные формы работы отрабатываемые компетенции
п/п
1 2 3 4 6 7 8 9
1 Основные понятия курса 2 4 3 9 2 ОК-20
2 Формирование стратегии предприятия 4 6 7 17 2 ПК-37

 

3 Формирование стратегических целей предприятия 2 4 7 13 2 ОК-20

 

4 Диагностика и анализ стратегической деятельности 4 4 7 15 2 ПК-37

 

 

5 Стратегическое прогнозирование и планирование 4 4 7 15 2 ПК-13

 

6 Понятие неопределенности и риска 4 4 7 15 2 ПК-37

 

7 Реализация стратегии 4 4 7 15 2 ОК-20

ПК-13

 

4.3. Содержание дисциплины

4.3.1. Темы лекционных занятий

Тема 1. Основные понятия курса

Бизнес, предприятие, организация, предпринимательская деятельность, отрасль. Стратегия предприятия, бизнеса. Стратегическое управление. Понятие управление. Предмет теории стратегического управления. Процесс стратегического менеджмента. Стратегическая позиция.

Модели стратегического позиционирования. Виды, цели позиционирования. Жизненный цикл продукции и организации. Понятие изменений. Эволюционные и революционные изменения. Понятие скачка. Стратегическое изменение. Виды изменений. Понятие развития. Этапы стратегического менеджмента.

Отраслевая структура промышленности. Стратегические проблемы развития производства. Техническая политика предприятия. Стратегия внешнеэкономической деятельности. Эволюция систем решений. Этапы развития систем управления.

Школы дизайна, планирования, позиционирования, предпринимательства, когнитивная, обучения, власти, организационной культуры, внешней среды, конфигурации.

Характеристики организации при оперативном и стратегическом управлении. Стратегия и организационная  структура. Решение управленческих проблем при оперативном и стратегическом управлении.

 

Тема 2. Формирование стратегии предприятия

Стратегия низкоценового лидерства. Стратегия дифференциации. Стратегия фокусировки. Основные характеристики базовых стратегий. Вертикальная интеграция. Связанная диверсификация. Несвязанная диверсификация. Стратегии концентрированного роста. Стратегия усиления позиции на рынке. Стратегия развития рынка. Стратегия развития продукта. Стратегии интегрированного роста. Стратегия обратной вертикальной интеграции. Стратегия вперед идущей вертикальной интеграции. Стратегии диверсифицированного роста. Стратегия центрированной диверсификации. Стратегия горизонтальной диверсификации. Стратегия конгломеративной диверсификации. Стратегия ликвидации. Стратегия «сбора урожая». Стратегия сокращения. Стратегия сокращения расходов.

 

Тема 3. Формирование стратегических целей предприятия

Понятие видения, ценности, миссии, смысла, цели, целеполагания. Классификация целей по системе сбалансированных показателей. Методы сравнения целей.

Понятие стейкхолдеров. Виды стейкхолдеров. Типовые интересы стейкхолдеров.

Стратегический маркетинг. Понятие конкуренции, конкурентного преимущества, конкурентоспособности. Конкурентоспособность предприятия. Структурный анализ (модель пяти сил Портера). Виды конкурентных преимуществ.

 

Тема 4. Диагностика и анализ стратегической деятельности

Понятие диагностики. Диагностика системы управления. Цeль диaгнocтики. Зaдaчи диaгнocтики. Предмет диагностики. Этапы диагностики. Понятие анализа. Классификация видов диагностики. Анализ стратегического потенциала организации. Ситуационный анализ. Портфельный анализ. Финансово-экономический анализ. Организационно-управленческий анализ. Производственно-хозяйственный анализ. Анализ кадрового потенциала. Оценка бизнеса и компании.

 

Тема 5. Стратегическое прогнозирование и планирование

Понятие прогноза, прогнозирования. Объект прогнозирования. Виды прогнозирования. Эшелоны прогнозирования. Методы прогнозирования. Этапы прогнозирования на основе разрешения “узловых” противоречий. Классификация прогнозных моделей.

Понятие планирования. Отличия планирования и прогнозирования. Виды планирования. Элементы планирования. Основные признаки стратегического планирования. Проектирование систем управления.

 

Тема 6. Неопределенность и риск в стратегическом менеджменте

Понятие хаоса, кризиса. Классификация кризисов по различным основаниям. Жизненный цикл кризиса. Фазы кризиса. Функции кризисного менеджмента. Типы кризисного менеджмента. Взаимосвязь стадий жизненного цикла кризиса, функций, методов, типов кризисного менеджмента и видов реструктуризации. Понятие неопределенности. Виды неопределенности. Неопределенность и риск – как явление и процесс. Признаки неожиданности. Системы чрезвычайных мер при стратегической неожиданности. Анализ факторов неопределенности организационной среды.

Понятие риска. Факторы риска. Управления рисками. Качественный, количественный анализ рисков. Идентификация рисков. Планирование управления, реагирования на риски. Мониторинг и контроль рисков. Возможные варианты наступления риска. Классификация рисков. Методы управления рисками. Методы мониторинга и контроля рисков. Аудит мер реагирования.

 

Тема 7. Реализация стратегии функционирования и развития организации

Реализация стратегии. Жесткий и мягкий подходы к реализации стратегии. Типичные для процесса реализации стратегии проблемы. Управление реализацией стратегического плана с помощью бюджетов. Реализаторы стратегии. Ключевые задачи реализации стратегии. Стратегические изменения. Стратегические задачи. Система управления стратегическими задачами. Способы быстрого реагирование на изменение тенденций.

Понятие оценки, качества. Количественные и качественные критерии оценки. Понятие эффективность. Виды эффектив­ности. Понятие мониторинг, контроль. Управленческий учет. Классификация контроля. Этапы системы контроля. Схема проведения корректировки деятельности предприятия. Оценка стратегии. Критерии оценки стратегии. Принципы успешного информирования. Требования к информации.

 

4.3.2. Темы семинарских и практических занятий

 

СЕМИНАР 1. Предмет теории стратегического управления

  1. Понятийный диктант: стратегия, управление, анализ, диагностика, целеполагание, эффективность.
  2. Дискуссия: сущность теории стратегического управления.
  3. Устные сообщения по позиции теоретиков стратегического менеджмента на сущность стратегического менеджмента.
  4. Обсуждение докладов.

Суть оперативного и стратегического управления.

Процесс оценки стратегии.

  1. Тематика домашних заданий:

Процесс стратегического менеджмента. Стратегическая позиция.

  1. Вопросы к экзамену:

Объясните основные понятия стратегического менеджмента.

Опишите эволюцию систем управления.

  1. Тестирование по темам:

Бизнес.

Стратегия.

Конкуренция.

Стратегическая позиция.

Жизненный цикл.

Продукт.

Развитие.

Миссия

Ключевые ценности

Видение

Школы стратегического менеджмента Оперативное и стратегическое управление.

Определение стейкхолдеров

Типовые интересы

  1. Рефлексивный анализ по пройденному материалу и его месту в понимании системы стратегического управления.

 

СЕМИНАР 2. Стратегическая позиция.

  1. Понятийный диктант: стратегическая позиция, модели, изменения.
  2. Дискуссия:

Модели стратегического позиционирования.

Виды, цели позиционирования.

Жизненный цикл продукции и организации.

Понятие изменений.

Эволюционные и революционные изменения.

Понятие скачка.

Стратегическое изменение.

Виды изменений.

Понятие развития.

Этапы стратегического менеджмента.

  1. Деловая игра: конструирование определений (моделирование бизнеса, стратегическая позиция).
  2. Рефлексивный анализ по пройденному материалу и его месту в понимании системы стратегического управления.

 

СЕМИНАР 3. Школы стратегического менеджмента

  1. Понятийный диктант: дизайн, планирование, обучение, власть.
  2. Подготовка интеллектуальных карт по школам стратегического менеджмента: дизайна, планирования, позиционирования, предпринимательства, когнитивная, обучения, власти, организационной культуры, внешней среды, конфигурации.
  3. Устные сообщения по школам стратегического менеджмента с использованием интеллектуальных карт.
  4. Рефлексивный анализ по пройденному материалу и его месту в понимании системы стратегического управления.

 

СЕМИНАР 4. Формирование стратегии предприятия

  1. Понятийный диктант: диверсификация, дифференсация, ликвидность.
  2. Подготовка интеллектуальных карт по стратегиям предприятий:

Стратегия низкоценового лидерства.

Стратегия дифференциации.

Стратегия фокусировки.

Основные характеристики базовых стратегий.

Вертикальная интеграция.

Связанная диверсификация.

Несвязанная диверсификация.

Стратегии концентрированного роста.

Стратегия усиления позиции на рынке.

Стратегия развития рынка.

Стратегия развития продукта.

Стратегии интегрированного роста.

Стратегия обратной вертикальной интеграции.

Стратегия вперед идущей вертикальной интеграции.

Стратегии диверсифицированного роста.

Стратегия центрированной диверсификации.

Стратегия горизонтальной диверсификации.

Стратегия конгломеративной диверсификации.

Стратегия ликвидации.

Стратегия «сбора урожая».

Стратегия сокращения.

Стратегия сокращения расходов.

  1. Дискуссия по практическому использованию стратегий в финансово-хозяйственной деятельности предприятий.
  2. Рефлексивный анализ по пройденному материалу и его месту в понимании системы стратегического управления.

 

СЕМИНАР 5. Формирование стратегических целей предприятия

  1. Понятийный диктант: видение, ценности, миссия, смысл, цель, целеполагание.
  2. Дискуссия: классификация целей по системе сбалансированных показателей.
  3. Игра: методы сравнения целей.
  4. Рефлексивный анализ по пройденному материалу и его месту в понимании системы стратегического управления.

 

СЕМИНАР 6. Типовые интересы стейкхолдеров.

  1. Понятийный диктант: стейкхолдеры.
  2. Дискуссия: виды стейкхолдеров.
  3. Круглый стол: определение типовых интересов различных групп стейкхолдеров.
  4. Консультация преподавателя по особенностям постановки и реализации целей различными группами стейкхолдеров.
  5. Рефлексивный анализ по пройденному материалу и его месту в понимании системы стратегического управления.

 

СЕМИНАР 7. Разработка стратегии.

  1. Тестирование по тема 1-3.
  2. Рефлексивный анализ по пройденному материалу и его месту в понимании системы стратегического управления.

 

СЕМИНАР 8. Формирование стратегии.

  1. Письменная контрольная работа по пройденному материалу в форме схематического и понятийного диктанта.
  2. Рефлексивный анализ по пройденному материалу и его месту в понимании системы стратегического управления.

 

СЕМИНАР 9. Конкурентные стратегии.

  1. Понятийный диктант: конкуренция, конкурентоспособность.
  2. Мозговой штурм: приведение примеров конкурентных стратегий крупнейший компаний и предприятий малого бизнеса.
  3. Устные доклады на заявленную тему:

Суть конкурентных стратегий.

Пять сил Портера.

Виды конкурентных преимуществ.

  1. Кейс-стади: определение конкурентной стратегии определенных предприятий.
  2. Рефлексивный анализ по пройденному материалу и его месту в понимании системы стратегического управления.

 

СЕМИНАР 10. Диагностика и анализ стратегической деятельности

  1. Понятийный диктант: диагностика, анализ, оценка.
  2. Дискуссия:

Понятие диагностики.

Диагностика системы управления.

Цeль диaгнocтики.

Зaдaчи диaгнocтики.

Предмет диагностики.

Этапы диагностики.

Понятие анализа.

Классификация видов диагностики.

Анализ стратегического потенциала организации.

  1. Аналитическая задача: проведение СВОТ анализа по выбранному предприятию.
  2. Рефлексивный анализ по пройденному материалу и его месту в понимании системы стратегического управления.

 

СЕМИНАР 11. Стратегическое прогнозирование и планирование

  1. Понятийный диктант: прогноз, планирование, проект.
  2. Устные доклады на заявленную тему:

Понятие прогноза.

Объект прогнозирования.

Виды прогнозирования.

Эшелоны прогнозирования.

Методы прогнозирования.

Этапы прогнозирования на основе разрешения “узловых” противоречий.

Классификация прогнозных моделей.

Понятие планирования.

Отличия планирования и прогнозирования.

Виды планирования.

Элементы планирования.

Основные признаки стратегического планирования.

Проектирование систем управления.

  1. Круглый стол: алгоритм стратегических методов планирования и прогнозирования.
  2. Тренинг по алгоритму стратегического планирования.
  3. Рефлексивный анализ по пройденному материалу и его месту в понимании системы стратегического управления.

 

СЕМИНАР 12. Неопределенность и риск в стратегическом менеджменте

  1. Понятийный диктант: риск, кризис, мониторинг.
  2. Дискуссия: взаимосвязь стадий жизненного цикла кризиса, функций, методов, типов кризисного менеджмента и видов реструктуризации.
  3. Устные сообщения по заданной теме:

Понятие хаоса, кризиса.

Классификация кризисов по различным основаниям.

Жизненный цикл кризиса.

Фазы кризиса.

Функции кризисного менеджмента.

Типы кризисного менеджмента.

Понятие неопределенности.

Виды неопределенности.

Неопределенность и риск – как явление и процесс.

Признаки неожиданности.

Системы чрезвычайных мер при стратегической неожиданности.

Анализ факторов неопределенности организационной среды.

Понятие риска.

Факторы риска.

Управления рисками.

Качественный, количественный анализ рисков.

Идентификация рисков.

Планирование управления, реагирования на риски.

Мониторинг и контроль рисков.

Возможные варианты наступления риска.

Классификация рисков.

Методы управления рисками.

Методы мониторинга и контроля рисков.

Аудит мер реагирования.

  1. Расчет моделей управления рисками.
  2. Домашнее задание: подготовка проекта по моделированию рисков предприятия малого бизнеса.
  3. Рефлексивный анализ по пройденному материалу и его месту в понимании системы стратегического управления.

 

СЕМИНАР 13. Реализация стратегии

  1. Понятийный диктант: стратегия, контроль, оценка, изменения.
  2. Дискуссия:

Жесткий и мягкий подходы к реализации стратегии.

Типичные для процесса реализации стратегии проблемы.

  1. Устные сообщения по заявленным темам:

Реализация стратегии.

Управление реализацией стратегического плана с помощью бюджетов.

Реализаторы стратегии.

Ключевые задачи реализации стратегии.

Стратегические изменения.

Стратегические задачи.

Система управления стратегическими задачами.

Способы быстрого реагирование на изменение тенденций.

Понятие оценки, качества.

Количественные и качественные критерии оценки.

Понятие эффективность.

Виды эффектив­ности.

Понятие мониторинг, контроль.

Управленческий учет.

Классификация контроля.

Этапы системы контроля.

Схема проведения корректировки деятельности предприятия.

Оценка стратегии.

Критерии оценки стратегии.

Принципы успешного информирования.

Требования к информации.

  1. Деловая игра: стратегия производства, реализации, закупки безалкогольных напитков.
  2. Рефлексивный анализ по пройденному материалу и его месту в понимании системы стратегического управления.

 

СЕМИНАР 14. Стратегический менеджмент.

  1. Тестирование по тема 1-7.
  2. Рефлексивный анализ по материалу курса и пониманию системы стратегического управления.

 

СЕМИНАР 15. Анализ и оценка результатов стратегического менеджмента.

  1. Письменная контрольная работа по материалу курса в форме схематического и понятийного диктанта.
  2. Письменная домашняя работа.
  3. Рефлексивный анализ понимания стратегического менеджмента.

 

 

  1. Образовательные технологии

При реализации программы дисциплины «Стратегический менеджмент»  используются различные образовательные технологии, включая традиционные, не имитационные и имитационные, не игровые и игровые технологии и методы, применяемые на лекционных, семинарских и лабораторных работах.

В частности применяется метод адаптивного обучения – способ организации учебного процесса с учетом индивидуального уровня подготовки обучаемого до начала учебного процесса (Введение, практическое занятие 1) и в процессе обучения.

На первом практическом занятии выясняется уровень индивидуальной подготовки студентов на основе результатов входного контроля путем проведения письменной контрольной работы в виде понятийного, схематичного диктанта. Далее по темам курса каждый студент получает индивидуальное практическое задание и активно участвует в достижении поставленной цели. При этом студент овладевает информационно-коммуникационными технологиями для подготовки презентаций по теме практического (семинарского) занятия.

Во время аудиторных занятий лекции проводятся с использованием ПК и проектора, практические занятия – в виде группового обсуждения под руководством преподавателя проблем предметной области. В учебном процессе  используются материалы печатные и в электронной форме; аудио, видеоносители; аудио видео- лекции в электронной форме и др.

Для реализации компетентностного подхода предусмотрено  использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (понятийный и схематичного диктантов, решение практических задач; обсуждение докладов; письменные домашние работы; расчетно-аналитические задания; консультации преподавателей; подготовка карт памяти; рефлексионного анализа; деловых игр; тренингов; дискуссий; мастер-классов; круглых столов; метода кейс-стади; метода проектов; тестирования) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. В рамках учебных курсов  предусмотрены встречи с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер-класс специалиста.

Понятийный диктант – форма проверки знаний студентов в виде формулировки понятий дисциплины.

Схематичный диктант – форма проверки знаний студентов в виде подготовки схем по основным смысловым единицам курса.

Решение практических задач – процесс определения возможных вариантов решения проблемных ситуаций.

Обсуждение докладов – форма проведения занятий в виде прослушивания докладов и их последующего обсуждения.

Письменные домашние работы – форма самостоятельной работы студентов по темам, форме и методологии, предложенной преподавателем.

Расчетно-аналитические задания – процесс решения задач с применением математических и статистических приемов.

Консультации преподавателей – интерактивная форма общенияч со студентами, предусматривающая диалог по актуальным темам изучаеого курса.

Подготовка карт памяти – форма работы студентов  в виде структуризации, систематизации и письмеменного изложения изучаемого курса в графическом выражении.

Рефлексионный анализ – форма работы студентов, заключающаяся в самостоятельной фиксации выводов по изученным темам курса.

Деловая игра – метод имитации  (подражания, изображения) принятия решений торговым персоналом разного уровня управления в производственных ситуациях (в учебном процессе – в искусственно созданных ситуациях), осуществляемый по заданным правилам группой людей в диалоговом режиме. Диалоговые игры применяются в качестве средства активного обучения в бизнесе, познания норм поведения, освоения процессов принятия решения.

Тренинг – форма интерактивного обучения, целью которого является развитие компетентности и межличностного профессионального поведения в общении.

Дискуссия – форма учебной работы, в рамках которой студенты высказывают свое мнение по проблеме, заданной преподавателем Проведение дискуссий по проблемным вопросам подразумевает написание студентами реферата по тематике предложенной преподавателем.

Мастер-класс – занятие, которое проводит эксперт – известный действующий специалист в профессиональной области, для тех, кто хочет улучшить свои практические достижения в данной дисциплине.

Круглый стол – один из наиболее эффективных способов для обсуждения острых, сложных и актуальных на текущий момент вопросов в любой профессиональной среде, обмена опытом и творческих инициатив. Такая форма общения позволяет лучше усвоить материал, найти необходимые решения в процессе эффективного диалога.

Метод кейс-стади – обучение при котором студенты и преподаватели участвуют в непосредственном обсуждении деловых ситуаций или задач. При данном методе обучения студент самостоятельно вынужден принимать решение и обосновывать его.

Метод проектов – комплексный метод обучения, результатом которого является создание какого-либо продукта и явления. В основе учебных проектов лежат исследовательские методы обучения.

Тестирование – контроль знаний с помощью тестов с открытыми и закрытыми вопросами для текущей и промежуточной аттестации, самоконтроля. Заключительная тема дисциплины может быть совмещена с тестированием. Она позволяет выявить итоговый уровень подготовленности студента в зависимости от посещения им аудиторных занятий, выполнения  практических заданий и самостоятельной работы.

 

5.2. Активные и интерактивные формы работы со студентами

Форма работы Форма осуществления работы Кол-во часов Виды СРС Плановые сроки выполнения Форма отчетности
Активная Доклад по теме семинарских и практических занятий 6 Доклады по темам семинарских занятий, решение задач, понятийный и схематичный диктанты Семинар 1-15 Устно, рефераты, диктанты
Интерактивная Круглый стол, деловая игра, дискуссии, мозговой штурм, кейс-стади, тренинг 8 Обсуждение рефератов, деловых ситуаций и практических задач, рефлексивный анализ Семинар 1-15 Тезисы, расчеты, групповые обсуждения проблемных и деловых ситуаций

Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, целом в учебном процессе составляют не менее 25% аудиторных занятий в соответствии с  требованиями ФГОС и учетом специфики ООП. Занятия лекционного типа для групп студентов запланированы в соответствии с  рабочим учебным планом.

 

  1. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов

Формы контроля: текущий и промежуточный (экзамен).

Текущий контроль включает:

выступления на практических занятиях; деловые игры; письменные контрольные работы; задания на разрешение противоречий; понятийный, ассоциативный, схематичный диктанты; составление алгоритма разработки нового управленческого решения (интеллектуальное домино); перекрестное анкетирование; подготовка карт памяти по дисциплине.

Нормативы балльно-рейтинговой системы

Оценка за сообщение на семинаре, за участие в дискуссии — до 5 баллов.

Оценка за доклад на семинаре — от 5 до 15 баллов.

Оценка за выполнение тестового задания — 1 балл за каждый правильный ответ.

Оценка «отлично» – больше 200 баллов.

Оценка «хорошо» – больше 150 баллов.

Оценка «удовлетворительно» – больше 100 баллов.

 

6.1. Примерная тематика докладов/рефератов, домашних заданий, рефератов

  1. Виды школ стратегического менеджмента.
  2. Процесс оценки стратегии.
  3. Суть оперативного и стратегического управления.
  4. Типы контрольных систем.
  5. Группы стейкхолдеров и их цели.
  6. Подходы к выработке стратегии: ценовое лидерство, дифференциация, фокусирование.
  7. Процесс стратегических изменений.
  8. Базовые стратегии.
  9. Процесс реализации стратегии.
  10. Сбалансированная системя целей.
  11. Понятие конкуренции.
  12. Этапы стратегического менеджмента.
  13. Понятие диагностики.
  14. Методы, технологии и виды стратегического анализа.

 

6.2. Примерный перечень вопросов к экзамену

  1. Объясните основные понятия стратегического менеджмента.
  2. Объясните процесс оценки эффективности стратегии.
  3. Опишите эволюцию систем управления.
  4. Объясните процесс оценки стратегии.
  5. Опишите школы стратегического менеджмента.
  6. Опишите этапы системы контроля.
  7. Объясните суть оперативного и стратегического управления.
  8. Опишите типы контрольных систем.
  9. Назовите группы стейкхолдеров и их цели.
  10. Дайте классификацию видов контроля.
  11. Опишите подходы к выработке стратегии: ценовое лидерство, дифференциация, фокусирование.
  12. Опишите процесс стратегических изменений.
  13. Опишите стратегии концентрированного роста.
  14. Опишите ключевые задачи реализации стратегии.
  15. Опишите стратегии интегрированного роста.
  16. Объясните понятие стратегических задач.
  17. Опишите стратегии диверсифицированного роста.
  18. Объясните понятие неопределенности.
  19. Опишите стратегии сокращения.
  20. Опишите процесс реализации стратегии.
  21. Дайте определение категорий цели и целеполагание.
  22. Объясните понятия мониторинга и контроля рисков.
  23. Объясните сбалансированную систему целей.
  24. Опишите результаты мониторинга и контроля рисков.
  25. Объясните понятие конкуренции.
  26. Принятие как общая мера реагирования на риски и возможности.
  27. Опишите пять сил Портера.
  28. Опишите стратегию выбора мер реагирования.
  29. Объясните понятие конкурентные преимущества.
  30. Опишите стратегию реагирования на риски.
  31. Опишите этапы стратегического менеджмента.
  32. Опишите стратегию реагирования на возможности.
  33. Объясните понятие диагностики.
  34. Дайте классификацию прогнозных моделей.
  35. Объясните предмет диагностики.
  36. Дайте основные определения риск-менеджмента.
  37. Опишите подходы к диагностике
  38. Объясните понятие стратегического планирования.
  39. Опишите методы, технологии и виды стратегического анализа.
  40. Опишите этапы стратегического планирования и требования к планированию.

41.                     Опишите виды и эшелоны прогнозирования.

  1. Опишите стратегии интегрированного роста.
  2. Опишите методы прогнозирования.
  3. Опишите стратегии диверсифицированного роста.

 

6.3. Примерная тематика рефератов и курсовых работ

  1. Сущность стратегического управления на примере компании …
  2. Системный анализ как элемент стратегического менеджмента на примере компании…
  3. Влияние стейкхолдеров … на стратегию компании…
  4. Стратегический анализ внешней среды на примере компании…
  5. Стратегический анализ внутренней среды на примере компании…
  6. Планирование как центральный элемент стратегического управления в компании…
  7. Целеполагание как элемент стратегического менеджмента на примере компании…
  8. Мотивация топ – менеджеров компании для достижения стратегических целей на примере компании…
  9. Реализация стратегии на примере компании ….
  10. Управление внутренними группами влияний на примере компании …
  11. Управление внешними группами влияний на примере компании …
  12. Конкурентные стратегии на примере компании …
  13. Конкурентные преимущества как элемент достижения целей на примере компании …
  14. Сопротивление изменениям связанных с изменением стратегии на примере компании …
  15. Внешняя стратегия компании…
  16. Внутренняя стратегия компании…
  17. Команды стратегических изменений на примере компании …
  18. Стратегия диверсификации на примере компании …
  19. Стратегия концентрации на примере компании …
  20. Стратегии слияний и поглощений на примере компании …
  21. Антикризисные стратегии на примере компании …
  22. Оценка стратегий и их осуществимости на примере компании …
  23. Контроль выполнения как элемент стратегического менеджмента на примере компании …
  24. Стратегия и стратегические цели на примере компании …
  25. Использование наступательных стратегий для сохранения конкурентного преимущества на примере компании …
  26. Использование оборонительных стратегий для защиты конкурентного преимущества на примере компании …
  27. Стратегия вертикальной интеграции и конкурентное преимущество на примере компании …
  28. Стратегии для конкуренции в новых отраслях на примере компании …
  29. Стратегии для конкуренции в отраслях, находящихся в стадии зрелости на примере компании …
  30. Стратегии для фирм, которые действуют в отраслях, находящихся в состоянии стагнации или спада на примере компании …
  31. Разработка систем материального поощрения, поддерживающих стратегию на примере компании …
  32. Создание корпоративной культуры, поддерживающей стратегию компании на примере компании …
  33. Создание поддерживающих стратегию политик и процедур на примере компании …
  34. Поддержание способности внутренней среды организации к адаптации и изменениям на примере компании …
  35. Создание соответствия между стратегией и культурой на примере компании …
  36. Приведение организационной структуры в соответствие со стратегией на примере компании …

 

6.4. Тематика понятийных диктантов:

стратегия, управление, анализ, диагностика, целеполагание, эффективность, видение, ценности, миссия, смысл, цель, целеполагание, стейкхолдеры, конкуренция, конкурентоспособность, стратегия, контроль, оценка, изменения, прогноз, планирование, проект, стратегия, контроль, оценка, изменения, стратегическая позиция, модели, изменения, диверсификация, дифференсация, ликвидность, диагностика, анализ, оценка, риск, кризис, мониторинг.

 

6.5. Тематика тестов (обработанные тесты находятся в центре тестирования)

Бизнес.

Стратегия.

Конкуренция.

Стратегическая позиция.

Жизненный цикл.

Продукт.

Развитие.

Миссия.

Ключевые ценности.

Видение.

Школы стратегического менеджмента Оперативное и стратегическое управление.

Определение стейкхолдеров.

Типовые интересы.

Определение стейкхолдеров.

Типовые интересы.

Понятие проблемы.

Агенты влияний и изменений.

Целеполагание.

Определение целей.

Сбалансированная система целей.

Конкуренция.

Конкурентное преимущество.

Кто занимается реализацией стратегии.

Ключевые задачи реализации стратегии.

Стратегические задачи.

Стратегическое изменение.

Прогнозирование.

Планирование.

История планирования народного хозяйства.

Планирование и прогнозирование.

Определение планирования.

Этапы стратегического планирования.

Требования к планированию.

Понятие прогнозирования.

Виды и эшелоны прогнозирования.

Методы прогнозирования.

Классификация прогнозных моделей.

Классификация видов контроля.

Типы контрольных систем.

Этапы системы контроля.

Оценка стратегии.

Оценка эффективности.

Реализация стратегии.

Кто занимается реализацией стратегии.

Ключевые задачи реализации стратегии.

Стратегические задачи.

Стратегическое изменение

Стратегии одиночного бизнеса.
Ценовое лидерство.
Дифференциация.
Фокусирование.

Вертикальная интеграция.

Диверсификация.

Базовые стратегии.

Понятие диагностики.

Предмет диагностики.

Подходы к диагностике.

Понятие анализа.

Методы и технологии стратегического менеджмента.

Виды анализа.

Понятие неопределенности.

Анализ неопределенности.

Риски.

Основные определения.

Стратегии реагирования на риски.

Стратегии реагирования на возможности.

Принятие как общая мера реагирования на риски и возможности.

Стратегия выбора мер реагирования.

Мониторинг и контроль рисков.

Результаты мониторинга и контроля рисков.

Методы мониторинга и контроля рисков.

 

  1. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

а) основная литература:

  1. Грант Р. Современный стратегический анализ. СПб.: Питер, 2011. – 560 с. Серия: Классика MBA http://www.twirpx.com/file/505282/
  2. Методология исследований систем управления/под общ. ред. д-ра эконом. наук Ю.Н.Царегородцева, канд.эконом.наук В.П.Борисенко. – М. Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2011.
  3. Учебное пособие по дисциплине «Стратегический менеджмента». Основы менеджмента. Менеджмент. Стратегический менеджмент : учеб. Пособие / В.П. Борисенко, Ю.Н. Царегородцев и др. ; под общ. ред. Ю.Н. Царегородцева. – М. : Изд-во Моск. Гуманит. ун-та, 2012, – 156 с. – (Сер. «Глоссарий по дисциплинам менеджмент – подготовки МосГУ» ; Вып. 1).
  4. Учебное пособие по дисциплине «Основы менеджмента». Основы менеджмента. Менеджмент. Стратегический менеджмент : учеб. Пособие / В.П. Борисенко, Ю.Н. Царегородцев и др. ; под общ. ред. Ю.Н. Царегородцева. – М. : Изд-во Моск. Гуманит. ун-та, 2012, – 156 с. – (Сер. «Глоссарий по дисциплинам менеджмент – подготовки МосГУ» ; Вып. 1).
  5. Учебное пособие по дисциплине «Управление рисками». Управление инвестициями. Управление персоналом. Управление проектами. Управление рисками : учеб. Пособие / В.А. Пономарев, А.Н. Воскресенская, Н.В. Федорова, В.П. Борисенко и др. ; под общ. ред. Ю.Н. Царегородцева. – М. : Изд-во Моск. Гуманит. ун-та, 2013, – 216 с. – (Сер. «Глоссарий по дисциплинам менеджмент – подготовки МосГУ» ; Вып. 6).
  6. Учебное пособие по дисциплине «Управление изменениями». Основы безопасности труда. Развитие человеческого потенциала организации. Управление изменениями : учеб. Пособие / А.М. Петрова, Ю.Н. Царегородцев, В.П. Борисенко и др. ; под общ. ред. Ю.Н. Царегородцева. – М. : Изд-во Моск. Гуманит. ун-та, 2014, – 140 с. – (Сер. «Глоссарий по дисциплинам менеджмент – подготовки МосГУ» ; Вып. 7).

 

б) дополнительная литература:

  1. Зуб А.Т., Локтионов М.В. Системный стратегический менеджмент. – М.: Генезис, 2001. http://www.vusnet.ru/
  2. Катькало В.С. Теория фирмы и теория стратегического управления: анализ перспектив взаимного обогащения. В кн.: Экономическая теория: истоки и перспективы. – М.: Экономический факультет МГУ, ТЕИС, 2006.
  3. Каплан Р. Нортон Д.. Сбалансированная система показателей. От стратегии к действию. 2-е изд., испр. и доп. М. : ЗАО «Олимп-Бизнес», 2008.
  4. Лучшие идеи мастеров управления изменениями Джозеф Г.Бойетт, Джимми Т.Бойетт http://www.management.com.ua/
  5. Марковский В. Реализация стратегии    “Top-Manager” http://www.top-manager.ru/
  6. Мишин В.М. Исследование систем управления. – Учебник для вузов. – М: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.
  7. Стратегии бизнеса: Аналитический справочник. Айвазян С.А., Балкинд О.Я., Баснина Т.Д. и др. / Под ред. Г.Б. Клейнера. – М.: КОНСЭКО, 1998.
  8. Стратегии бизнеса: аналитический справочник. Под общей редакцией академика РАЕН, д.э.н. Г.Б. Клейнера Москва, «КОНСЭКО»,1998
  9. Томпсон-мл., Артур, А, Стрикленд 111, А., Дж. Стратегический менеджмент: концепции и ситуации для анализа, 12-е издание: Пер. с англ. – М.: Издательский дом «Вильямс», 2002.

 

в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы

http:// www. ko.ru/rubrics/19 – Журнал «Компания»;

http://www. kommersant.ru/sf/ – Журнал «Секреты фирмы»;

http://www. pwc.ru/ru – Сайт компании PwC;

http://expert.ru/ – Журнал «Эксперт»;

http:/ www. businesspress.ru  – Деловая пресса;

http:/ www. garant.ru  – Гарант;

Информационно-справочная система «Консультант Плюс»;

http:/ www. rbc.ru – РосБизнесКонсалтинг (материалы аналитического и обзорного характера).

 

  1. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Для материально-технического обеспечения дисциплины «Стратегический менеджмент» используются компьютерные классы, специализированная аудитория и фонды библиотеки Университета.

В компьютерных классах установлены компьютеры и мультимедийный  проектор.

В специализированной аудитории при подготовке бакалавров по направлению «Менеджмент» используют аудио-, видео- и мультимедийные материалы; мультимедийные комплексы, включающие ноутбук, проектор,  экран.

Общий фонд библиотеки  включает учебники и учебные пособия, научную литературу, в которую входят: диссертации, монографии, авторефераты, вся справочная литература, энциклопедии – универсальные  и отраслевые, электронные учебники.

Фонд дополнительной литературы помимо учебной,  включает официальные,  справочно-библиграфические  и  периодические издания. Фонд периодики представлен отраслевыми изданиями, соответствующими профилю вуза. Фонд периодических изданий комплектуется массовыми центральными и местными общественно-политическими изданиями.

 

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению «Менеджмент» и профилю подготовки «Маркетинг».

 


  1. Лист регистрации изменений, вносимых в программу дисциплины

 

№ изменения дата Страницы с изменениями Перечень и содержание откорректированных разделов программы

 

 

Sidebar