Словарь

Основные понятия*

Абсолютных величин[1] – характеризуют размеры (величины, объемы) экономических явлений.

Абстрагирование[2] – отвлечения от ряда свойств и отношений изучаемого явления с одновременным выделением интересующих исследователя свойств

Активаторы системы[3] – операторы или факторы позитивного действия на систему (например, конкурентное преимущество), которые следует поддерживать или усиливать.

Алгоритм[4] — точный набор инструкций, описывающих последовательность действий некоторого исполнителя для достижения результата, решения некоторой задачи за конечное время.

Алгоритм[5] — это технология решения проблемы, предусматривающая не только последовательность и параллельность различных операций, но и воз­можности их неудачи, поиск новых путей решения проблемы в рамках данной программы, корректировку содержательного взаимодействия проблем.

Алгоритм[6]– точное, воспроизводимое, поддающееся исполнению предписание, определяющее – шаг за шагом, – каким путем надлежит решать данную  задачу.

Анaлиз[7] – (от греч. análysis — разложение, расчленение), процедура мысленного, а часто также и реального расчленения предмета (явления, процесса), свойства предмета (предметов) или отношения между предметами на части (признаки, свойства, отношения);

Аналитические методы — последовательное проведении математических преобразований исходной модели, приводящих к заданному результату. Включают методы классической ма­тематики – математический, интегральные, дифференциального и вариационного исчисления, теория вероятности, теория игр, поиск максимумов и минимумов функции, методы математического программирования: линейного и динамического, математической логики, теории множеств)[8].

Аналогия[9] – греч., лат., сходство данных предметов или явлений в некоторых отношениях, из чего заключают об их сходстве в других отношениях (заключение по аналогии).

Анкетирование[10] – одно из основных технических средств конкретного социального исследования; применяется в социологических, социально-психологических, экономических, демографических и других исследованиях.

Аргументация[11] – понятие, обозначающее логико-коммуникативный процесс, служащий обоснованию определенной точки зрения с целью ее восприятия, понимания и (или) принятия индивидуальным или коллективным реципиентом. С этой точки зрения, А. выступает как цельный, сложный, многоуровневый феномен, который регулируется логическими нормами и законами.

Балансовый метод[12] – сопоставление взаимосвязанных показателей хозяйственной деятельности с целью выяснения и измерения их взаимного влияния, а также подсчета резервов повышения эффективности производства.

Беседы-опросы[13] – неформализованный способ сбора информации, мнений и суждений специалистов о системе управления.

Вероятностные признаки – признаки, имеющие по тем или иным причинам случайный характер[14].

Вход системы[15] – компоненты, поступающие в систему, — сырье, материалы, комплектующие изделия, различные виды энергии, новое оборудование, кадры, документы, информация и т. п.

Выход системы[16] – выпускаемый системой в соответствии с планом товар (продукция, услуги, новшества и т. п.).

Гипотеза[17] – предположение, предугадывание чего-либо, вариант объяснений при недостающей информации.

Графические методы[18] – совокупность способов условного (графического) изображения какого-либо организационного или управленческого явления на производстве. Включают теории диаграмм, графов, номограмм).

Графический метод[19] – средство иллюстрации хозяйственных процессов и исчисления ряда показателей и оформления результатов анализа. Графическое изображение экономических показателей различают по назначению (диаграммы сравнения, хронологические и контрольно-плановые графики), а также по способу построения (линейные, столбиковые, круговые, объемные, координатные и др.).

Группировка[20] – выделение среди изучаемых явлений характерных групп по тем или иным признакам.

Группировка[21] – выделение среди изучаемых явлений характерных групп по тем или иным признакам. Сгруппированные данные оформляются в виде таблиц. Такая таблица представляет собой форму рационального изложения цифровых характеристик, изучаемых явлении и процессов.

Дедукция[22] – одна из форм умозаключения от общего к частному и единичному, ха­рактеризующаяся тем, что новое зна­ние о к.-л. предмете или группе одно­родных предметов выводится на ос­новании знания класса, к которому принадлежат исследуемые предметы, и общего правила, действующего в пре­делах данного класса предметов. 2. В противоположность индукции получе­ние по определенным логическим пра­вилам из данных суждений (посылок) новых суждений (выводов или след­ствий).

Дезактиваторы системы[23] – операторы или факторы негативного действия на систему (например, угрозы), приводящие в итоге к ее разрушению.

Деление в логике[24] — вспомогательный прием при доказательствах, состоящий в том, что весь объем данного понятия делится на определенное число частей (или членов), совокупность которых должна исчерпывать объем делимого понятия. Частным видом деления является классификация.

Деление по видообразующему признаку – основанием деления выступает существенный признак, по которому образуются видовые понятия или искусственное введение несущественных признаков.

Детализация[25] – разложение обобщающего (конечного) показателя на частные.

Детерминированные признаки – такие характеристики объектов или явлений, которые имеют конкретные и постоянные числовые значения.

Диагностика[26] – установление и изучение признаков, характеристик, факторов, характеризующих состояние объекта и соотношение параметров объекта и внешней среды с целью выявления возможных отклонений, причин их появления.

Диагностика системы управления – деятельность направленая на определение соответствиятекущей операционная деятельность компании поставленным задачам и целям бизнеса.

Динамических рядов[27] – метод предполагающий характеристику изменений показателей во времени, представление последовательных значений показателей, вскрытие закономерностей и тенденций развития.

Дихотомическое деление – разбиение делимого понятия на два подкласса, взаимно исключающих друг друга.

Доказательство[28] в логике, процесс (метод) установления истины, обоснование истинности суждения. 1. Установление, обоснование истин­ности суждения при помощи как ло­гических рассуждений, так и эмпи­рических данных. 2. В дедуктивных науках (логике, математике) — цепь правильных умозаключений, ве­дущих от истинных посылок к доказываемым тезисам. 3. В праве — фактические данные об обстоятель­ствах, имеющих значение для пра­вильного разрешения уголовного или гражданского дела.

Измерение[29] – Определение соотношения какой-либо вели­чины с однородной ее величиной, при­нимаемой за единицу меры. Резуль­тат измерения выражается числом, показы­вающим, сколько раз выбранная еди­ница содержится в измеряемой вели­чине. Различают прямые и косвенные измерения.; в последнем случае измеряется некая величина, связанная непосред­ственно с измеряемой величиной за­ранее известным отношением.

Индексный метод[30] – метод статистического исследования, позволяющий с помощью индексов соизмерять сложные социально-экономические явления путем приведения анализируемых величин к некоторому общему единству. В роли соизмерителя могут выступать денежная оценка, трудовые затраты и т.п. Метод применяется для изучения динамики явления, позволяет выявлять и измерять влияние факторов на изменение изучаемого явления.

Индукция[31] – 1. Форма умозаключения, способ рас­суждения, означающие движение по­знания от частного к общему, обоб­щение отдельных факторов, предвос­хищение результатов наблюдений и экспериментов на основе данных опы­та. 2. Метод получения общего зна­ния о каком-либо классе предметов на осно­ве исследования отдельных элемен­тов этого класса и установления об­щих для него существенных призна­ков.

Интервьюирование[32] – способ проведения социологических опросов как целенаправленной беседы интервьюера и опрашиваемого..

Интуиция – 1. Способность непосредственного по­стижения истины без обоснования с помощью доказательств, без предва­рительного логического рассуждения, основанная на предшествующем опы­те. 2. Чутье, проницательность.

Интуиция[33] – способность неосознанного подсознательного предопределения событий, ситуаций и постижения истины или принятия решения, казалось бы, без логического обоснования и доказательства.

Информационные ресурсы[34] – знания, сведения, данные, полученные в результате развития науки и практической деятельности людей, используемые в общественном производстве и управлении как фактор повышения эффективности.

Информация – знания, сведения, данные, полученные в результате развития научной и практической деятельности людей и передаваемые одними людьми другим людям.

Информация[35] (лат. informatio – разъяснение, изложение, осведомленность) – одно из наиболее общих понятий науки, обозначающее некоторые сведения, совокупность каких-либо данных, знаний и т.п.

Исследование[36] – вид деятельности человека, включающий: распознавание проблем и ситуаций, определение их происхождения, выявление свойств, содержания, закономерностей поведения и развития, установление места этих проблем и ситуаций в системе накопленных знаний, нахождение путей, средств и возможностей использования новых представлений или знаний о данной проблеме в практике ее разрешения.

Исследование[37] – процесс изучения какого-либо объекта с целью определения законов и закономерностей его возникновения, функционирования, совершенствования, развития, особенностей и тенденций перехода из одного состояния в другое, получение и применение новых знаний в теории и на практике.

Исследование систем управления[38] – дисциплина, предметом которой являются процессы управления, т.е. процессы, которые оказывают организационное воздействие на группу людей и на систему в целом.

Исследование систем управления[39] – научное изучение (как научный труд, вид научной деятельности) профессиональными исследователями и (или) менеджерами – исследователями соответствующего предмета систем управления (как совокупности взаимосвязанных элементов и подсистем управления, взаимодействующих между собой и участвующих в процессе воздействия на объекты управления и внешнюю среду) с целью определения законов и закономерностей управления, совершенствования и развития познаваемых систем, получение и применение новых знаний в теории и практике.

Качество[40] — Совокупность свойств, присущих дан­ному объекту, представляющих его сущностную определенность, в силу чего он является данным, а не иным объектом.

Качество исследования[41] – это относительная совокупность характеристик исследовательских работ, связанных с изучением системы в соответствии с поставленными целями.

Классификация[42] — 1. Отнесение объектов, элементов некоторого множества к тому или иному классу (подмножеству, элементы которого характеризуются неким существенным признаком или группой существенных признаков).

Компоненты[43] – составные части объекта.

Конкретизация[44] – прием осмысления воспринимаемого материала, заключающийся в пояснении общих правил и положений примерами, решением задач, проведением наблюдений, лабораторных работ и т.д.

Концепция[45] – (от лат. conceptio — понимание, система, единый замы­сел, ведущая мысль) — англ. concep­tion. Система взглядов, способ понимания к.-л. явлений, процессов; основопола­гающая идея к.-л. теории.

Концепция[46] – система взглядов, выражающая определенный способ видения (“точку зрения”), система понимания, трактовки каких-либо предметов, явлений, процессов, ведущая идея или (и) конструктивный принцип, реализующий определенный замысел в той или иной сфере.

Концепция исследования[47] – комплекс ключевых положений методологического характера, определяющих подход к  исследованию  и организации его проведения.

Логика[48] (греч. logos — речь, мысль, разум) есть наука о законах, формах и приемах правильного построения мыс­ли, т.е. мышления, направленного на познание объектив­ного мира. Основные задачи логики — выявление условий достижения истинных знаний, изучение внутренней структуры мыслительного процесса, выработка логичес­кого аппарата и правильного метода познания.

Логико – интуитивные методы[49] – методы, основанные на интуитивно – логическом анализе проблемы с количественными оценками суждений и формальной обработкой результатов.

Логические признаки – качественные характеристики объекта, подтверждающие нахождение свойств  в заданном интервале.

Матричные модели[50] — В социологии — прямоугольные таблицы (матрицы), элементы которых отражают взаимосвязи свойств соц. объектов, значение которых определя­ется в соответствии с правилами тео­рии матриц.

Метод[51] (от греч. methodos — путь исследования, способ познания) — англ. Method. Сознательно и последовательно при­меняемый способ достижения цели. Способ познания, исследования яв­лений природы и обществ, жизни с целью построения и обоснования сис­темы знания.

Метод аксиоматизации[52] – способ построения научной теории, при котором в её основу кладутся некоторые исходные положения (суждения) — аксиомы, или постулаты, из которых все остальные утверждения этой науки (теоремы) должны выводиться чисто логическим путём, посредством доказательств.

Метод восхождения от абстрактного к конкретному[53] – изучения действительности, суть которого в последовательном переходе от абстрактных и односторонних представлений о ней ко всё более конкретному её воспроизведению в теоретическом мышлении.

Метод деловых игр[54] – поиск оптимальных решений в искус­ственно созданной проблемной ситуа­ции, с использованием таких элемен­тов игры, как распределение по ролям, состязательность, “проигрывание” раз­личных вариантов. Применяется как метод активного обучения, средство тестирования, нахождения более эф­фективных управленческих решений.

Метод измерений[55] – совокупность приемов использования принципов и средств измерений. Все без исключения методы измерения являются разновидностями одного единственного метода – метода сравнения с мерой, при котором измеряемую величину сравнивают с величиной, воспроизводимой мерой (однозначной или многозначной).

Метод изучения документации[56] – метод сбора данных, основанный на исследовании документированной информации, непосредственно зафиксированной ранее на предприятии.

Метод коллективного блокнота[57] (6-3-5) предполагает систематизацию процессов нахождения идей, основанных на тех вариантах, которые представлены каждым из участников поисковой группы.

Метод косвенного наблюдения[58] – способ сбора информации в специально выбранные отрезки времени и на опосредственных связях и коммуникациях

Метод мозговой атаки[59] – оперативный метод решения проблем на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагается высказывать как можно больше вариантов решения, в том числе самых фантастических. Затем из общего числа высказанных идей отбираются наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике.

Метод морфологического подхода[60] – метод применяемый при прогнозировании сложных процессов экспертный метод систематизированного обзора всех возможных комбинаций развития отдельных элементов исследуемой системы, построен на полных и строгих классификациях объектов, явлений, свойств и параметров системы, позволяющих строить и оценивать возможные сценарии ее развития в целом.

Метод прямого наблюдения[61] – способ сбора информации в реальном масштабе времени и на основе непосредственного общения и прямых коммуникаций исследователя с изучаемым объектом.

Метод сравнения – метод оценки деятельности посредством сравнения с эталоном или планом.

Метод типа «Дельфи»[62] — метод быстрого поиска решений, основанный на их генерации в процессе мозговой атаки, проводимой группой специалистов, и отбора лучшего решения исходя из экспертных оценок. Дельфийский метод используется для экспертного прогнозирования путем организации системы сбора и математической обработки экспертных оценок.

Метод формализации[63] – выражение содержания совокупности знаний через определенную форму – знаки искусственного языка. Наиболее значимой разновидностью формализации является логическая формализация, которая означает выражение мысленного содержания посредством логических форм. Формализация позволяет обеспечить краткость и однозначность результата исследования.

Метод цепных подстановок[64] – метод получения ряда корректированных значений обобщающего показателя путем последовательной замены базисных значений факторов (сомножителей) фактическими. Сравнение значений двух стоящих рядом показатели в цепи подстановок позволяет исчислить влияние на обобщающий показатель того фактора, базисное значение которого заменятся на фактическое.

Метод эксперимента[65] – контролируемый и управляемый способ исследования объекта, предполагающего активное участие исследователей и их целенаправленных воздействий на него в искусственно созданных моделированных или реальных условиях.

Методика исследований[66] – совокупность способов, приемов и действий практического выполнения определенных исследовательских процессов.

Методология – система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе[67].

Методология – учение об организации деятельности. Такое определение однозначно детерминирует и предмет методологии – организация деятельности[68].

Методология (от «метод» и «логия») – учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности[69].

Методология агностицизма предполагает невозможность познания реальной действительности.

Методология дуализма построена на предположении наличия в явлении двух сущностей.

Методология исследования[70] – совокупность целей, гипотез, подходов, принципов, методов, средств, процедур логической организации, используемой при изучении явлений и осуществлении познавательной деятельности.

Методология материализма – в ее основе находится материалистическое понимание всех явлений.

Методология позитивизма – изучения объектов только с точки зрения его полезности и оценки этой полезности.

Методология теологизма – основана на вере в Бога, абсолютную идею.

Методология экзистенциализма основана на априорном преувеличении фактических данных.

Моделирование[71] — 1. Исследование объектов познания на моделях. 2. Построение и изучение моделей реально существующих предметов и явлений, а также предполагаемых (конструируемых или проектируемых) объектов. Выделяют статистическое имитационное моделирование, моделирование операций по схемам случайных процессов и статистических испытаний – метод Монте-карло[72].

Моделирование[73] — 1. Исследование объектов познания на моделях. 2. Построение и изучение моделей реально существующих предметов и явлений, а также предполагаемых (конструируемых или проектируемых) объектов.

Моделирование[74] (от лат. modu­lus — мера, образец) — исследование объектов познания на их моделях; построение и изучение моделей реально существующих предметов и явлений и конструируемых объектов для определения, либо улучшения их характеристик, рационализации способов их построения управления ими и прогнозирования.

Моделированный мысленно эксперимент[75] – особая теоретическая процедура, заключающаяся в получении нового или проверке имеющегося знания путем конструирования идеализированных объектов и манипулирования ими в искусственно и условно задаваемых ситуациях.

Модель[76] — 1. Мысленный или условный образ аналог к.-л. объекта, процесса или явления, воспроизводящий в символической форме их основные типические черты. 2. Формализованная теория, на основе корой может быт сделан ряд предположений. 3. Симво­лическое изображение структуры типа поведения и образцов взаимодействия в социальных процессах. 4. Стандарт для измерения отклонений в реальных процессах от предполагаемы. 5. В психологии — образец для подражания.

Модель[77] — некоторый материальный или мысленно представляемый объект или явление, замещающий оригинальный объект или явление, сохраняя только некоторые важные его свойства, например, в процессе познания (созерцания, анализа и синтеза) или конструирования.

Модель в науке[78] — любой образ, аналог (мысленный или условный: изображение, описание, схема, чертеж, график, карта и т. п.) какого-либо объекта, процесса или явленияоригинала» данной модели).

Модель концептуальная[79] – Стратегический план исследование содержащий теоретико-методологические подходы, проблемы исследования, понятийный аппарат, гипотезы, методик сбора и обработки данных.

Модель статистическая[80] – совокупность допущений, лежащих основе статистического теста и относящихся к форме данных, характеру переменных, природе выборки, при­роде генеральной совокупности, из которой была получена выборка.

Наблюдение[81] – 1. Непосредственное восприятие пред­метов и явлений. 2. Метод сбора пер­вичной информации путем непосред­ственной регистрации исследователем событий, явлений и процессов, проис­ходящих в определенных условиях.

Наблюдение[82] – способ сбора информации, осуществляемого на основе регистрации и фиксации первичных данных о системе управления, позволяет получать первичную информацию о внутренних и внешних свойствах и характеристиках объекта исследования в виде совокупности эмпирических данных, осуществляется путем наблюдения за выбранным объектом исследования.

Натурный эксперимент – метод проведения эксперимента в реальных условиях над объектом исследования.

Научное исследование предполагает[83]: постановку задачи; предварительный анализ имеющейся информации, условий и методов решения задач данного класса; формулировку исходных гипотез; сбор данных; анализ и обобщение                  полученных результатов; проверку гипотез; формулирование утверждений.

Научный результат[84] – продукт научной деятельности, содержащий новые знания или решения и зафиксированный на любом информационном носителе.

Неявные определения – сущность и смысл явлений передаются через использование понятий в контексте других понятий, в его концептуальных связях, функциях в системе объяснений и обоснований.

Нормативный метод исследований[85] – использование совокупности определенных установленных нормативов, сравнение с которыми реальных показателей позволяет установить соответствие системы, например, принятой концептуальной модели.

Обеспечивающие функции – функции, направленные на выполнение вспомогательных функций.

Обоснование[86] – мыслительный процесс, основанный на использовании определенных знаний, норм и установок с целью регламентации и эталонизации практической и познавательной деятельности. В ходе обоснования устанавливается связь между двумя объектами – основанием и обосновываемым, сообщающая при этом второму какие-либо характеристики первого.

Общие функции управления – прогнозирование, планирование, организация, координация, выполнение, мотивация, регулирование, контроль, учет, анализ.

Объект[87] – 1. В философии – всякое явление, существующее независимо от человеческого сознания. 2. В широком смысле – предмет, явление, которые человек стремится познать и на которые направлена его деятельность

Объект[88] (от лат. objectum — пред­мет) — англ. Object. 1. Предмет, явление, процесс или их отдельные стороны, существующие в реальной действительности. 2. Пред­мет, явление, процесс, на которые на­правлена какая-либо деятельность, мысль, чувство и т. д. 3. То, что противостоит субъекту в его предметно-практичес­кой и познавательной деятельности.

Объект[89] 1. То, что существует вне нас и независимо от нашего сознания, внешний мир, материальная действительность. 2. Явление, предмет, на который направлена какая-н. деятельность. Объект изучения

Объект исследования – это предмет или лицо, на которое направлено исследование – структура системы, ее внутренняя и внешняя среда. Объектами исследования являются: мир, внешняя среда, системы, операции, отношения.

Объект управления[90] – управляемая подсистема, совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих между собой элементов, обеспечивающих производственный процесс создания продукции и услуг для достижения определенных целей системы.

Определение[91] – дефиниция (от лат. definitio), указание или объяснение значения (смысла) термина и (или) объёма (содержания) выражаемого данным термином понятия.

Опрос[92] – метод сбора информации об изучаемых объектах, основанный на высказываниях и ответах отдельных участников исследуемой системы управления на определенные вопросы.

Опрос[93] —метод сбора первичной информации посредством обращения с вопросами к определенной группе людей (рес­пондентам). Различают опросы письменные (анкетирование) и устные (интервью­ирование), очные и заочные (почто­вые, телефонные, прессовые), экс­пертные и массовые, выборочные и сплошные (напр., референдум), обще­национальные, региональные, локаль­ные и др.

Организационная эффективность –  результат достижения организационных целей за счет меньших усилий, меньшего числа работников или меньшего времени.

Организация[94] – 1) внутренняя упорядоченность, согласованность взаимодействия более или менее дифференцированных и автономных частей целого, обусловленная его строением (свойство); 2) совокупность процессов или действий, ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязей между частями целого (процесс); 3) объединение людей, совместно реализующих некоторую программу или цель и действующих на основе определенных процедур и правил (организационная система).

Организация исследования[95] – деятельность по упорядочению всех сторон проведения исследовательских работ, целесообразная человеческая деятельность по подготовке, устройству и налаживанию чего-либо.

Организация исследования[96] — система регламентов, нормативов, инструкций, определяющих порядок его проведения, т. е. распределения функций, обязанностей, ответственности и полномочий на выполнение ис­следовательских работ.

Основные функции – функции, непосредственно направленные на достижение главной, определенной цели.

Относительных величин в статистике[97] – количественные характеристики отношения двух сравниваемых между собой показателей. Относительные величины получаются в результате деления одного из показателей на другой, принятый за базу сравнения. Относительные величины выражаются в коэффициентах (кратных отношениях), процентах, промиллях и т.д., а в некоторых случаях — именованными числами (например, число жителей на 1 км2).

Отношения компонентов[98] – взаимосвязь компонентов, составляющих объект.

Оценка[99] —соотнесение какого-либо объекта с приня­тым критерием, образцом, нормой. Определение цены ч.-л.

Параметр эффективности исследования[100] – относительные значения наиболее важных параметров системы и(или) исследования, а также отношения таких параметров, которые позволяют оценить качество решения проблемы и достижение, поставленных перед системой целей.

Параметрические методы исследования[101] – методы определения необходимой и достаточной совокупности показателей, характеризующих все исследуемые свойства системы и формирование зависимостей, характеризующих суммарный эффект от применения системы или ее элементов.

Параметрический метод исследования[102] – процесс оценки по параметру состоит в нахождении такого параметра проекта, изменение которого влечет пропорциональное изменение стоимости проекта. Математически параметрическая модель строится на основе одного или нескольких параметров. После ввода в модель значений параметров в результате расчетов получают оценку стоимости проекта.

План исследования[103] — это комплекс показателей, отражающих связь и последовательность ключевых мероприятий (действий, акций и пр.), веду­щих к полной реализации программы и разрешению проблемы.

Планирование[104] – процесс разработки планов развития экономических объектов разного уровня. В широком смысле слова включает также процессы организации осуществления планов, корректировки планов и контроля за их выполнением..

Подсистема[105] – выделенное по определенным правилам и признакам целенаправленное подмножество взаимосвязанных элементов любой природы. Элемент[106] – составная часть сложного целого.

Подход[107] – комплекс парадигматических, синтагматических и прагматических структур и механизмов в познании и/или практике, характеризующий конкурирующие между собой (или исторически сменяющие друг друга) стратегии и программы в философии, науке, политике или в организации жизни и деятельности людей.

Подход[108] – ракурс исследования, исходная позиция, отправная точка с которой начинается исследование и которая определяет его направление относительно цели.

Подход[109] – совокупность основополагающих приемов, способов и средств управления чем-нибудь, исследование чего-либо или осуществления, ведения чего-либо.

Поисковый эксперимент[110] – эксперимент предназначенные для уточнения предположений, догадок и т.п. на основе сбора эмпирической информации называются поисковыми.

Понятие[111] – В философии — форма мыш­ления, выражающая существенные свойства, связи и отношения предме­тов и явлений. 2. В логи­ке — мысль, отражающая в обобщен­ной форме предметы и явления дей­ствительности и существенные связи между ними посредством фиксации общих и специфических признаков.

Понятие[112] – форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений в их противоречии и развитии; мысль или система мыслей, обобщающая, выделяющая предметы некоторого класса по определённым общим и в совокупности специфическим для них признакам.

Понятие «функциональная»: принадлежащий функциям чего-нибудь, объясняющийся функционированием чего-нибудь, зависящий от деятельности, а не от структуры, не от основных свойств чего-нибудь[113]; предполагает зависимость чего-либо от осуществления определенной деятельности[114].

Правовая эффективность – степень достижения правовых целей организации и персонала за более короткое время, меньшим числом работников или меньшими финансовыми затрата­ми.

Предмет[115] – 1. Всякое материальное явление, вещь. 2. То, на что направлена мысль, что составляет его содержание или на что направлено какое-то действие.

Предмет[116] – 1. Всякое материальное явление, вещь. 2. То, на что направлена мысль, действие или чувство.

Предмет[117] — англ. object(l)/’subject/topic/theme(2); 1. Целостность, выделенная из мира объектов в процессе человеческой деятельности и познания.

Признак[118] – сторона в предмете или явлении, по которой его можно узнать, определить или описать, которая служит его приметой, знаком.

Признак[119] – это компоненты, отношения, свойства объекта, по которым можно узнать, определить, описать объект.

Принципы исследования – это основные правила, положения, руководящие идеи и нормы, определяющие направление проведения и процессы организации познавательной деятельности.

Причина[120] – явление (действие), вызывающее, обусловливающее возникновение или изменение др. явления или действия. Основание, предлог для какого-либо действий.

Причинно-следственная связь[121] – такая связь между явлениями, при которой одно явление, называемое причиной, при наличии определенных условий порождает другое явление, называемое следствием.

Проблема – задача для отыскания неизвестного по данному и как не­соответствие между необходимой (желаемой) и факти­ческой ситуацией.

Проблема[122] (греч. problema – преграда, трудность, задача) – в широком смысле – сложный теоретический или практический вопрос, требующий разрешения; в узком смысле – ситуация, характеризующаяся недостаточностью средств для достижения некоторой цели. Разрешение всякой П. можно представить как ряд последовательных, взаимосвязанных шагов, ведущих, в конечном счете, к уменьшению неопределенности в знаниях и деятельности человека и, тем не менее, до самого последнего момента отличающихся недостаточностью возможностей для получения окончательного решения, являющегося целью творческого поиска.

Проверочный эксперимент – эксперимент, предназначенный для эмпирической проверки гипотезы или теории[123].

Програм­ма исследований[124] — комплекс положений, определяющих цели и задачи исследования, предмет и условия его проведения, используемые ресурсы, а также предполагаемый результат.

Процедура исследования[125] – последовательность познавательных и организационных действий с целью решения исследовательской задачи.

Процесс[126] – совокупность последовательных изменений состояния системы для достижения цели.

Психологическая эффективность — результат достижения психологических целей для большего числа работников или населе­ния за более короткое время, меньшим числом работников или меньшими психологическими затратами.

Развитие системы[127] – процесс совершенствования системы на основе изучения механизма конкуренции, законов воспроизводства, развития потребностей, экономии времени и др., обеспечивающий выживание системы.

Различие[128] – сравнительная характеристика объ­ектов на основании того, что признаки, присутствующие у одних объектов, от­сутствуют у других; разница, несход­ство. 2. В материалистической диалектике — различие понимается как необходимый момент всякой вещи, яв­ления и процесса, характеризующий их внутреннюю противоречивость, несход­ство.

Распознавание образов[129] – научное направление, связанное с разработкой принципов и построением систем, предназначенных для определения принадлежности данного объекта к одному из заранее выделенных классов объектов. Под объектами в распознавания образов понимают различные предметы, явления, процессы, ситуации, сигналы.

Распознание – процесс получения обработанной выходной информации о принадлежности объекта к определенному классу с помощью специальных методов[130].

Результат – следствие чего-либо, последствие, конечный вывод, итог, развязка, исход, конец дела.

Ресурсы – комплекс средств и возможностей, обеспечивающих успешное проведение исследования и достижения его результатов. Деньги, структура, информация.

Ресурсы экономические[131] (от франц. ressource — вспомогательное средство) — фундаментальное понятие экономической теории, означающее источники, средства обеспечения производства. Экономические ресурсы делятся на природные (сырьевые, геофизические), трудовые (человеческий капитал), капитальные (физический капитал), оборотные средства (материалы), информационные ресурсы, финансовые (денежный капитал). Такое деление не является строго однозначным.

Рефлекс[132] – ответная реакция организма на те или иные воздействия (стимулы), осу­ществляющаяся через нервную систе­му. Различают безусловные (врожден­ные) и условные рефлексы (приобретенные в течение индивидуальной жизни).

Рефлексивность[133] — 1. Одно из свойств некоторых отноше­ний, когда каждый элемент множе­ства находится в данном отношении к самому себе. 2. Состояние или ка­чество рефлексии.

Рефлексионное исследование систем управления – интуитивное исследование и теоретическое исследование собственных мыслей и состояний, процесс самопознания субъектом своих внутренних состояний.

Рефлексия[134] – 1. Размышление, полное сомнений, противоречий, анализ собственного псих, состояния. 2. Принцип челове­ческого мышления, направляющий его на осмысление и осознание собствен­ных форм и предпосылок. Различают элементарную, научную и филос. Р.

Рефлексия[135] – анализ собственных мыслей и переживаний, процесс самопознания субъектом своих внутренних психосостояний.

Решение[136] – англ. Decision. 1. Процесс и результат выбора спо­соба и цели действий из ряда аль­тернатив в условиях неопределеннос­ти; осознание необходимости каких-либо дей­ствий. 2. Постановление, приговор. 3. Заключение, вывод из чего-либо.

Решение – результат мыслительной деятельности человека, приводящий к какому-либо выводу и необходимым действиям.

Решение[137] (в психологии) — формирование стратегий и последовательности действий для достижения цели, основанное на избирательных мыслительно-поисковых актах и преобразовании субъективных смыслов.

Роль[138] – характер и степень, т.е. мера участия в чем-нибудь (играть роль, а не иметь роль).

Сводка[139] – подведение общего результата действия различных факторов на обобщающий показатель производственно-хозяйственной деятельности предприятия.

Свойства объекта[140] – это определенная сторона объекта, порожденная взаимосвязью его компонентов и проявляющаяся в отношении с другими объектами.

Связи – процесс обмена информацией, регулирующий поведение системы; взаимообусловленность существования явлений, разделенных в пространстве и времени; то, что объединяет объекты и свойства в системном подходе в целое; процесс обмена информацией и материально – техническими средствами, обеспечивающий целостность и регулирующий функционирование систем по достижению установленных целей.

Синтез[141] – 1. Соединение, сочетание различных элементов, сторон предмета в единое целое (систему), осуществляемое как в практической деятельности, так и в процессе познания. Синтез противоположен анализу. 2. Метод научного исследо­вания какого-либо предмета, явления, состо­ящий в познании его как целого, в единстве и взаимосвязи его частей, в процессе научного познания. Синтез свя­зан с анализом. 3. В философии Гегеля — высшая ступень разви­тия, разрешающая противоречия предшествующих ступеней 4. В психологии — мысли­тельная операция, состоящая в объ­единении отображаемых предметов в единое целое; совместно с анализом обеспечивает формирование понятий и процесс мышления.

Система[142] – это совокупность целостных упорядоченных взаимосвязанных элементов и подсистем, взаимодействующих между собой и внешней средой и участвующих в процессе функционирования по обеспечению своего предназначения и достижения какой либо цели.

Система[143] (от греч. systema — соединение, целое) — англ. system; нем. System; фр. systeme; чешек, system. 1.Упорядоченное множество элемен­тов, взаимосвязанных между собой и образующих некоторое целостное единство. 2. Порядок, обусловленный планомерным, правильным располо­жением частей в определенной связи, строгой последовательностью действий, напр., в работе; принятый установившийся порядок чего-либо. 3. Форма, способ устройства, организация чего-либо. 4. Общественный строй. 5. Совокупность хозяйственных единиц, учреждений, родственных по своим задачам и ор­ганизационно объединенных в единое целое.

Система управления[144] – совокупность взаимосвязанных управляемой и управляющей подсистем, взаимодействующих между собой и внешней средой и участвующих в процессе функционирования по достижению установленных целей.

Системный анализ[145] — совокупность методологических средств, используемых для подготовки и обоснования решений по сложным проблемам политического, военного, социального, экономического, научного, технического характера.

Системный анализ[146] – это взаимосвязанное логико-математическое и комплексное рассмотрение всех вопро­сов, относящихся к  методам руководства всеми этапами жизненного цикла с учетом всех аспектов. Особенности системного анализа в том,  что альтернативы оцениваются с позиции длительной перспективы, отсутствуют стандартные решения, особое внимание уделяется факторам риска и неопределенности, их учету и оценке при выборе наиболее оптимальных решений среди возможных вариантов.

Системный подход[147] — англ. Systemanalyse. Направление методологии научного исследования, в основе которого лежит рассмотрение сложного объекта как целостного множества элементов в совокупности отношений и связей между ними.

Системный подход[148] – направление методо­логии научного познания и практической деятельности, в основе которого лежит исследование любого объекта как сложной целостной кибернетической социально-эко­номической системы.

Следствие[149] – обстоятельство, положение, являющееся выводом из чего-нибудь, вытекающее из чего-нибудь.

Состояние системы[150] – характеристика системы на данный момент ее функционирования. Поскольку система описывается определенным комплексом существенных переменных и параметров, то для того, чтобы выразить состояние системы, нужно определить значения, принимаемые ими в рассматриваемый момент.

Социальная эффективность – результат до­стижения социальных целей для большего количества работников и компании за более короткое время, меньшим числом работников, меньшими финансовыми затратами.

Социально-экономический тест[151] – искусственно вырабатываемое, однозначное, научно и социально дозированное воздействие на индивидуум, являющийся субъектом или объектом управления.

Социально-экономический эксперимент[152] – целенаправленная реализация некоторого социально-экономического процесса в условиях, близких или соответствующих реальным условиям в системе управления, в результате которой должен появиться один из ожидаемых исходов или дана оценка параметров работы.

Социологическое исследование системы управления[153] – это разновидность исследований, в которой рассматривают общество и индивидуума как целостную социокультурную подсистему, и используют специфические приемы сбора, обработки и анализа первичной информации.

Сравнение[154] – Познавательная операция, лежащая в основе суждений о сходстве или различии объектов, при помощи к-рой выявляются количественные и каче­ственные характеристики предметов, признаки, детерминирующие возмож­ные их отношения.

Сравнение[155] – познавательная операция, лежащая в основе суждений о сходстве или различии объектов, при помощи к-рой выявляются количественные и каче­ственные характеристики предметов, признаки, детерминирующие возмож­ные их отношения.

Средних величин[156] – выражает собой отличительную особенность данной совокупное явлений, устанавливает ее наиболее типичные черты. В экономическом анализе в зависимости от конкретной цели используются различные виды средних величин: средние арифметические, геометрические, простые, средневзвешенные.

Средства исследования[157] – искусственно созданные объекты, предназначенные для проведения исследовательских работ, материальные объекты, предназначенные для проведения исследовательских работ.

Статистические методы анализа[158] – группа методов и способов сбора и обработки данных, используемых для описания и анализа информации. Включают теоретические разделы математики — математическую статистику, теорию веро­ятностей — и направления прикладной математики, ис­пользующие стохастические представления — теорию массового обслуживания, методы статистических испы­таний, методы выдвижения и проверки статистических гипотез и другие методы статистического имитационного моделирования)[159].

Структура[160] – совокупность связей между элементами системы, отражающих их взаимодействие.

Структура[161] (от лат. structura — строение, расположение, порядок) — англ. structure; нем. Struktur; фр. structure; чешек, struktura. Расположение и связь частей, состав­ляющих целое; внутреннее строение чего-либо. Структуры можно различать: по сфере существования — материаль­ные (физические, биологические, хи­мические) и идеальные (психические, познавательные, логические); по ха­рактеру связи — порядковые, компо­зиционные, топологические; по на­правленности — субстанциальные и функциональные: по разнообразию связей — простые и сложные.

Структурные признаки[162] – непроизводные (то есть, элементарные, не производимые из других элементарных признаков) элементы (символы), примитивы изображения объекта распознавания.

Субъект управления[163] – управляющая подсистема, совокупность взаимосвязанных элементов и подсистем управления, взаимодействующих между собой и участвующих в процессе воздействия на объекты управления и внешнюю среду для достижения целей системы.

Суждение[164]— 1. То же, что высказывание. 2. Умст­венный акт, выражающий отношение говорящего к содержанию высказы­ваемой мысли посредством утвержде­ния модальности сказанного и сопря­женный обычно с психол. состоянием сомнения, убежденности или веры.

Существенное в изучаемом объекте[165] – признак, или совокупность признаков, без которых объект существовать не может.

Существенные параметры[166]параметры, отобранные в процессе анализа моделируемого объекта как необходимые и достаточные для его характеристики с учетом цели моделирования (исследования).

Сходство – соответствие отображения, образа своему оригиналу, т.е. наличие общего признака.

Тест[167] – стандартизированные задания, ре­зультат выполнения к-рых позволя­ет измерять нек-рые психофизичес­кие и личностные характеристики, а также знания, умения, навыки испы­туемого. 2. Вопросник, распространяе­мый как материал, используемый для конкретных социологических исследо­ваний. 3. В    вычислительной технике   — задача с известным ре­шением, предназначенная для про верки правильности работы цифро­вой вычислительной машины.

Тестирование системы управления[168] – оценка «отклика» системы по значениям выходных параметров системы при фиксированных входных тестовых значениях.

Технологическая эффективность — результат достижения отраслевого, национального или мирового технологического уров­ня производства, запланированных в бизнес-плане, за более корот­кое время или меньшими финансовыми затратами.

Технология[169] — это вариант рационального построения процесса иссле­дования.

Умозаключение[170] – рассуждение, в ходе которого из одно­го или нескольких суждений, назы­ваемых посылками У., выводится но­вое суждение, логически вытекающее из посылок.

Фактор[171] – движущая сила, причина какого-н. процесса, обусловливающая его или определяющая его характер.

Фактор[172] (нем. Faktor, от лат. factor – делающий, производящий) – причина, движущая сила какого-либо процесса, определяющая его характер или отдельные его черты.

Факторный анализ[173] – процедура установлений силы влияния факторов на результативный признак с целью ранжирования факторов для разработки плана мероприятий по улучшению функции.

Факторный анализ систем управления[174] – метод выделения из множества изучаемых факторов, влияющих на изучаемый объект, меньшего из числа, но отражающих более существенные свойства исследуемого явления.

Функции[175] – свойство системы, которое с помощью связи воздействует на объект управления для достижения цели; работа, осуществляемая системой (ее компонентом) для достижения цели.

Функциональная роль[176] – конкретный результат, который рассчитывают получить от исследования систем управления, при выполнении функций управления государством, социальной группой, организацией, индивидуумом и их совершенствовании. Функциональная роль исследования системы управления зависит и от цикла организации. Этапы жизненного цикла организации и товара оказывают особое влияние на цели и задачи исследования систем управления.

Функциональная роль исследования системы управления[177] – мера результата, получаемого за счет выполнения исследовательских функций при изучении СУ (т.е. не столько степень). Сколько как меру результата), зависящего от их научного и практического целевого использования.

Функционально-стоимостный анализ (ФСА)[178] — метод системного исследования, применяемого по назначению объекта (изделия, процесса, структуры) с целью повышения полезного эффектa (отдачи) на единицу совокупных затрат за жизненный цикл объекта. Особенность проведения ФСА заключается в установлении целесообразности набора функций, которые должен выполнять проектируемый объект в конкретных условиях, либо необходимости Функций существующего объекта.

Функционирование системы[179] – организация взаимодействия энергии и вещества системы по достижению запланированных целей, координация, учет и контроль, мотивация и регулирование взаимодействия компонентов системы.

Функция[180] – это то, что и с какими параметрами (эффективностью, затратами, риском) должна сделать система управления для достижения поставленных целей.

Функция[181] – явление, зависящее от другого и изменяющееся по мере изменения этого другого явления; переменная величина, меняющаяся в зависимости от изменения другой величины.

Цель исследования – поиск наиболее оптимальных вариантов построения системы управления, организации ее функционирования и развития.

Экологическая эффективность  — это результат достижения экологических целей организации и персонала за более короткое время, меньшим числом работников или меньшими финансовыми затратами.

Экономико-математическая модель[182] — математическое описание экономического процесса или объекта, произведенное в целях их исследования и управления ими: математическая запись решаемой экономической задачи (поэтому часто термины “модель” и “задача” употребляются как синонимы). Модель может описывать либо внутреннюю структуру объекта, либо (если структура неизвестна) его поведение, т. е. реакцию на воздействие известных факторов (принцип “черного ящика”). Один и тот же объект может быть описан различными моделями в зависимости от исследовательской или практической потребности, возможностей математического аппарата и т. п.

Экономико-математические методы (ЭММ)[183] применяются для анализа и выбора наилучших, оптимальных вариантов, определяющих хозяйственные решения в сложившихся или планируемых экономических условиях.

Экономическая эффективность — соотношение стоимости прибавочного продукта, полученного за счет реализации конкрет­ного решения и затрат на его подготовку и реализацию.

Эксперимент[184] – общенаучный метод получения в кон­тролируемых и управляемых услови­ях новых знаний о причинно-следствен­ных отношениях между явлениями и процессами соц. действительности.

Эксперимент социальный[185] — метод изучения соц. явлений и про­цессов, осуществляемый путем на­блюдения за изменением соц. объек­та под воздействием факторов, которые контролируют и направляют его раз­витие в соответствии с программа­ми и практическими целями иссле­дования. Социальный эксперимент предполагает внесение изменений в сложившиеся отноше­ния; контроль за влиянием измене­ний на деятельность и поведение личности и соц. групп; анализ и оцен­ку результатов этого влияния. Социальный эксперимент выполняет познавательные функции проверки гипотезы и получения но­вого знания, практической провер­ки эффективности форм и методов деятельности с целью их совершен­ствования.

Эксперимент экономичес­кий[186] — исследовательская научная провер­ка на отдельных предприятиях или в отраслях научного хозяйства эф­фективности теоретических положе­ний, экономических мероприятий или хозяйст­венного механизма. Целью экономических экспериментов явля­ется подтверждение правильности определенной гипотезы, выдвинутой на основе изучения действующей практики экономического развития.

Экспертные оценки[187] [expert judgements] — количественные или порядковые оценки процессов или явлений, не поддающиеся непосредственному измерению. Они основываются на суждениях специалистов, поэтому, в принципе, их нельзя считать вполне объективными: на специалиста-эксперта могут воздействовать различные побочные факторы.

Элемент[188] – неделимая часть системы; часть системы, обладающая самостоятельностью по отношению ко всей системе и неделимая при данном способе выделения частей.

Элиминирования[189] (от лат. elimino — выношу за порог, изгоняю) — исключение из рассмотрения в процессе анализа, расчета, контроля признаков, факторов, показателей, заведомо не связанных с изучаемым, анализируемым, контролируемым процессом, явлением.

Эффективность[190] – одна из возможных характеристик качества некоторой системы, в частности, экономической, а именно ее характеристика с точки зрения соотношения затрат и результатов функционирования системы.

Эффективность[191] — отношение нового ресурса или приро­ста старого ресурса в результате процесса подготовки или реализа­ции управленческого решения к затратам на этот процесс.

Эффективность исследования[192] — это определение или нахождение та­кого варианта проведения исследования, который кратчайшим путем ведет к успеху. Но это определение можно дополнить более точным.

Явные определения – общеизвестные и (или) бесспорные понятия и дополнения, ограниченные существенными свойствами.

[1] Фатхутдинов Р. А. Управленческие решения: Учебник. — М.: ИНФРА-М, 2000

[2] Словарь по общественным наукам. Глоссарий.ру

[3] Фатхутдинов Р. А. Управленческие решения: Учебник. — М.: ИНФРА-М, 2000

[4] Википедия — свободной энциклопедии

[5] Коротков Э.М. Исследование систем управления: Учебник. – М.:Издательско-Консалтинговое Предприятие «ДеКА», 2004. -336 с.

[6] Станислав ЛЕМ  Сумма технологий http://lib.ru/LEM/summa/summtitl.htm

[7] Большая советская энциклопедия

[8] Мишин В.М.Исследование систем управления. – Учебник для вузов. – М: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 527 с.

[9] Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона Цитируется по http://slovari.yandex.ru

[10] Большая советская энциклопедия.

[11] Социология: Энциклопедия / Сост. А.А. Грицанов, В.Л. Абушенко, Г.М. Евелькин, Г.Н. Соколова, О.В. Терещенко. — Мн.: Книжный Дом, 2003. — 1312 с. — (Мир энциклопедий)

[12] Зуб А. Т. Стратегический менеджмент: Теория и практика: Учеб­ное пособие для вузов. — M.: Аспект Пресс, 2002. — 415 с.

[13] Мишин В.М.Исследование систем управления. – Учебник для вузов. – М: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 527 с.

[14] Мыльник В.В., Титаренко В.П., Волчиенко В.А. Исследование систем управления: Учебное пособие для вузов.– 4-е изд.– М.: Академический проект; Трикста.- 2006.- 352 с.

[15] Мишин В.М.Исследование систем управления. – Учебник для вузов. – М: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 527 с.

[16] Мишин В.М.Исследование систем управления. – Учебник для вузов. – М: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 527 с.

[17] Большая советская энциклопедия.

[18] Большая советская энциклопедия

[19] Зуб А. Т. Стратегический менеджмент: Теория и практика: Учеб­ное пособие для вузов. — M.: Аспект Пресс, 2002. — 415 с.

[20] Фатхутдинов Р. А. Управленческие решения: Учебник. — М.: ИНФРА-М, 2000

[21] Зуб А. Т. Стратегический менеджмент: Теория и практика: Учеб­ное пособие для вузов. — M.: Аспект Пресс, 2002. — 415 с.

[22] Социологический энциклопедический словарь. На русском, английском, С (И) немецком, французском и чешском языках. Редактор-координатор — академик РАН Г. В. Осипов. — М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА—ИНФРА • М), 2000. — 488 с.

[23] Фатхутдинов Р. А. Управленческие решения: Учебник. — М.: ИНФРА-М, 2000

[24] Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона цитируется по slovari.yandex.ru

[25] Фатхутдинов Р. А. Управленческие решения: Учебник. — М.: ИНФРА-М, 2000

[26] Мишин В.М.Исследование систем управления. – Учебник для вузов. – М: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 527 с.

[27] Фатхутдинов Р. А. Управленческие решения: Учебник. — М.: ИНФРА-М, 2000

[28] Социологический энциклопедический словарь. На русском, английском, С (И) немецком, французском и чешском языках. Редактор-координатор — академик РАН Г. В. Осипов. — М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА—ИНФРА • М), 2000. — 488 с.

[29] Социологический энциклопедический словарь. На русском, английском, С (И) немецком, французском и чешском языках. Редактор-координатор — академик РАН Г. В. Осипов. — М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА—ИНФРА • М), 2000. — 488 с.

[30] Словарь по экономике и финансам. Глоссарий.ру

[31] Социологический энциклопедический словарь. На русском, английском, С (И) немецком, французском и чешском языках. Редактор-координатор — академик РАН Г. В. Осипов. — М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА—ИНФРА • М), 2000. — 488 с.

[32] Большая советская энциклопедия.

[33] Мишин В.М.Исследование систем управления. – Учебник для вузов. – М: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 527 с.

[34] Мыльник В.В., Титаренко В.П., Волчиенко В.А. Исследование систем управления: Учебное пособие для вузов.– 4-е изд.– М.: Академический проект; Трикста.- 2006.- 352 с.

[35] Социология: Энциклопедия / Сост. А.А. Грицанов, В.Л. Абушенко, Г.М. Евелькин, Г.Н. Соколова, О.В. Терещенко. — Мн.: Книжный Дом, 2003. — 1312 с. — (Мир энциклопедий)

[36] Коротков Э.М. Исследование систем управления: Учебник. – М.:Издательско-Консалтинговое Предприятие «ДеКА», 2004. -336 с.

[37] Мишин В.М.Исследование систем управления. – Учебник для вузов. – М: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 527 с.

[38] Демидова А.В. Исследование систем управления: Конспект лекций.- М.: Приор-издат, 2006.- 96 с.

[39] Мишин В.М.Исследование систем управления. – Учебник для вузов. – М: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 527 с.

[40] Социологический энциклопедический словарь. На русском, английском, С (И) немецком, французском и чешском языках. Редактор-координатор — академик РАН Г. В. Осипов. — М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА—ИНФРА • М), 2000. — 488 с.

[41] Мишин В.М.Исследование систем управления. – Учебник для вузов. – М: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 527 с.

[42] Лопатников Л. И.Экономико-математический словарь:Словарь современной экономической науки. — 5-е изд., перераб. и доп. — М.: Дело, 2003. — 520 с.

[43] Воровщиков С.Г. Азбука логического мышления: Учебное пособие для учащихся старших классов. – М.: «Центральное издательство», 2005. – 288 с.

[44] Словарь по общественным наукам. Глоссарий.ру

[45] Социологический энциклопедический словарь. На русском, английском, С (И) немецком, французском и чешском языках. Редактор-координатор — академик РАН Г. В. Осипов. — М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА—ИНФРА • М), 2000. — 488 с.

[46] Большая советская энциклопедия.

[47] Большая советская энциклопедия.

[48] Спицнадель В. Н. Основы системного анализа: Учеб. пособие. — СПб.: «Изд. дом «Бизнесс-пресса», 2000 г. — 326 с.

[49] Мишин В.М.Исследование систем управления. – Учебник для вузов. – М: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 527 с.

[50] Социологический энциклопедический словарь. На русском, английском, С (И) немецком, французском и чешском языках. Редактор-координатор — академик РАН Г. В. Осипов. — М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА—ИНФРА • М), 2000. — 488 с.

[51] Социологический энциклопедический словарь. На русском, английском, С (И) немецком, французском и чешском языках. Редактор-координатор — академик РАН Г. В. Осипов. — М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА—ИНФРА • М), 2000. — 488 с.

[52] Большая советская энциклопедия

[53] Большая советская энциклопедия

[54] Социологический энциклопедический словарь. На русском, английском, С (И) немецком, французском и чешском языках. Редактор-координатор — академик РАН Г. В. Осипов. — М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА—ИНФРА • М), 2000. — 488 с.

[55] http://www.kipstory.ru/metr

[56] Мишин В.М.Исследование систем управления. – Учебник для вузов. – М: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 527 с.

[57] Мишин В.М.Исследование систем управления. – Учебник для вузов. – М: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 527 с.

[58] Мишин В.М.Исследование систем управления. – Учебник для вузов. – М: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 527 с.

[59] Словарь по общественным наукам. Глоссарий.ру

[60] Лопатников Л. И.Экономико-математический словарь:Словарь современной экономической науки. — 5-е изд., перераб. и доп. — М.: Дело, 2003. — 520 с.

[61] Мишин В.М.Исследование систем управления. – Учебник для вузов. – М: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 527 с.

[62] Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б.Современный экономический словарь. 5-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М,2007. — 495 с. — (Б-ка словарей “ИНФРА-М”).

[63] Социология: Энциклопедия / Сост. А.А. Грицанов, В.Л. Абушенко, Г.М. Евелькин, Г.Н. Соколова, О.В. Терещенко. — Мн.: Книжный Дом, 2003. — 1312 с. — (Мир энциклопедий)

[64] Зуб А. Т. Стратегический менеджмент: Теория и практика: Учеб­ное пособие для вузов. — M.: Аспект Пресс, 2002. — 415 с.

[65] Мишин В.М.Исследование систем управления. – Учебник для вузов. – М: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 527 с.

[66] Мишин В.М.Исследование систем управления. – Учебник для вузов. – М: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 527 с.

[67] Философский энциклопедический словарь. – М.: Сов. Энциклопедия, 1983.

[68] Новиков А.М., Новиков Д.А. Что есть методология? О предмете и структуре методологии “Мир образования -образование в мире”, 2008, № 1

[69] Советский энциклопедический словарь. – М.: Большая российская энциклопедия, 2002.

[70] Мишин В.М.Исследование систем управления. – Учебник для вузов. – М: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 527 с.

[71] Лопатников Л. И.Экономико-математический словарь:Словарь современной экономической науки. — 5-е изд., перераб. и доп. — М.: Дело, 2003. — 520 с.

[72] Мишин В.М.Исследование систем управления. – Учебник для вузов. – М: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 527 с.

[73] Лопатников Л. И.Экономико-математический словарь:Словарь современной экономической науки. — 5-е изд., перераб. и доп. — М.: Дело, 2003. — 520 с.

[74] Социологический энциклопедический словарь. На русском, английском, С (И) немецком, французском и чешском языках. Редактор-координатор — академик РАН Г. В. Осипов. — М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА—ИНФРА • М), 2000. — 488 с.

[75] Социология: Энциклопедия / Сост. А.А. Грицанов, В.Л. Абушенко, Г.М. Евелькин, Г.Н. Соколова, О.В. Терещенко. — Мн.: Книжный Дом, 2003. — 1312 с. — (Мир энциклопедий)

[76] Социологический энциклопедический словарь. На русском, английском, С (И) немецком, французском и чешском языках. Редактор-координатор — академик РАН Г. В. Осипов. — М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА—ИНФРА • М), 2000. — 488 с.

[77] http://ru.wikipedia.org/wiki

[78] http://ru.wikipedia.org/wiki

[79] Социологический энциклопедический словарь. На русском, английском, С (И) немецком, французском и чешском языках. Редактор-координатор — академик РАН Г. В. Осипов. — М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА—ИНФРА • М), 2000. — 488 с.

[80] Социологический энциклопедический словарь. На русском, английском, С (И) немецком, французском и чешском языках. Редактор-координатор — академик РАН Г. В. Осипов. — М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА—ИНФРА • М), 2000. — 488 с.

[81] Социологический энциклопедический словарь. На русском, английском, С (И) немецком, французском и чешском языках. Редактор-координатор — академик РАН Г. В. Осипов. — М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА—ИНФРА • М), 2000. — 488 с.

[82] Мишин В.М.Исследование систем управления. – Учебник для вузов. – М: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 527 с.

[83] Мишин В.М.Исследование систем управления. – Учебник для вузов. – М: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 527 с.

[84] Закон республики Татарстан «О науке и научной деятельности»
(в ред. закона от 04.05.2006 №35-зрт)

 

[85] Мишин В.М.Исследование систем управления. – Учебник для вузов. – М: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 527 с.

[86] Социология: Энциклопедия / Сост. А.А. Грицанов, В.Л. Абушенко, Г.М. Евелькин, Г.Н. Соколова, О.В. Терещенко. — Мн.: Книжный Дом, 2003. — 1312 с. — (Мир энциклопедий)

[87] Яценко Н. Е. Толковый словарь обществоведческих терминов. СПб., 1999. С. 280, 330.

[88] Социологический энциклопедический словарь. На русском, английском, С (И) немецком, французском и чешском языках. Редактор-координатор — академик РАН Г. В. Осипов. — М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА—ИНФРА • М), 2000. — 488 с.

[89] Ожегов С. И. Словарь русского языка. М., 1960. С. 428, 570.

[90] Мишин В.М.Исследование систем управления. – Учебник для вузов. – М: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 527 с.

[91] Большая советская энциклопедия

[92] Мишин В.М.Исследование систем управления. – Учебник для вузов. – М: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 527 с.

[93] Социологический энциклопедический словарь. На русском, английском, С (И) немецком, французском и чешском языках. Редактор-координатор — академик РАН Г. В. Осипов. — М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА—ИНФРА • М), 2000. — 488 с.

[94] Философский энциклопедический словарь. – М.: Сов. Энциклопедия, 1983.

[95] Мишин В.М.Исследование систем управления. – Учебник для вузов. – М: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 527 с.

[96] Коротков Э.М. Исследование систем управления: Учебник. – М.:Издательско-Консалтинговое Предприятие «ДеКА», 2004. -336 с.

[97] Большая советская энциклопедия

[98] Воровщиков С.Г. Азбука логического мышления: Учебное пособие для учащихся старших классов. – М.: «Центральное издательство», 2005. – 288 с.

[99] Социологический энциклопедический словарь. На русском, английском, С (И) немецком, французском и чешском языках. Редактор-координатор — академик РАН Г. В. Осипов. — М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА—ИНФРА • М), 2000. — 488 с.

[100] Глущенко В.В., Глущенко И.И. Разработка управленческого решения. Прогнозирование – планирование. Теория проектирования экспериментов. г.Железнодорожный, М.О., НПЦ «Крылья», 1997,-400 с.

[101] История философии: Энциклопедия. — Мн.: Интерпрессервис; Книжный Дом. 2002. — 1376 с. — (Мир энциклопедий).

[102] http://ru.wikipedia.org/

[103] Коротков Э.М. Исследование систем управления: Учебник. – М.:Издательско-Консалтинговое Предприятие «ДеКА», 2004. -336 с.

[104] Лопатников Л. И.Экономико-математический словарь:Словарь современной экономической науки. — 5-е изд., перераб. и доп. — М.: Дело, 2003. — 520 с.

[105] Мыльник В.В., Титаренко В.П., Волчиенко В.А. Исследование систем управления: Учебное пособие для вузов.– 4-е изд.– М.: Академический проект; Трикста.- 2006.- 352 с.

[106] История философии: Энциклопедия. — Мн.: Интерпрессервис; Книжный Дом. 2002. — 1376 с. — (Мир энциклопедий).

[107] В.В. Мацкевич Энциклопедия социологии

[108] Коротков Э.М. Исследование систем управления: Учебник. – М.:Издательско-Консалтинговое Предприятие «ДеКА», 2004. -336 с.

[109] Мишин В.М.Исследование систем управления. – Учебник для вузов. – М: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 527 с.

[110] Мишин В.М.Исследование систем управления. – Учебник для вузов. – М: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 527 с.

[111] Социологический энциклопедический словарь. На русском, английском, С (И) немецком, французском и чешском языках. Редактор-координатор — академик РАН Г. В. Осипов. — М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА—ИНФРА • М), 2000. — 488 с.

[112] Энгельс Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 20. Цитируется по Большой советской энциклопедии

[113] Фатхутдинов Р. А. Управленческие решения: Учебник. — М.: ИНФРА-М, 2000

[114] Мишин В.М.Исследование систем управления. – Учебник для вузов. – М: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 527 с.

[115] Ожегов С. И. Словарь русского языка. М., 1960. С. 428, 570.

[116] Яценко Н. Е. Толковый словарь обществоведческих терминов. СПб., 1999. С. 280, 330.

[117] Социологический энциклопедический словарь. На русском, английском, С (И) немецком, французском и чешском языках. Редактор-координатор — академик РАН Г. В. Осипов. — М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА—ИНФРА • М), 2000. — 488 с.

[118] Толковый словарь русского языка: В 4 т./ Под ред.Д. Н. Ушакова. — М.: Гос. ин-т “Сов. энцикл.”; ОГИЗ; Гос. изд-во иностр. и нац. слов., 1935-1940.

[119] Воровщиков С.Г. Азбука логического мышления: Учебное пособие для учащихся старших классов. – М.: «Центральное издательство», 2005. – 288 с.

[120] Социологический энциклопедический словарь. На русском, английском, С (И) немецком, французском и чешском языках. Редактор-координатор — академик РАН Г. В. Осипов. — М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА—ИНФРА • М), 2000. — 488 с.

[121] «Психологос», 2010 http://www.psychologos.ru

[122] Социология: Энциклопедия / Сост. А.А. Грицанов, В.Л. Абушенко, Г.М. Евелькин, Г.Н. Соколова, О.В. Терещенко. — Мн.: Книжный Дом, 2003. — 1312 с. — (Мир энциклопедий)

[123] Мишин В.М.Исследование систем управления. – Учебник для вузов. – М: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 527 с.

[124] Коротков Э.М. Исследование систем управления: Учебник. – М.:Издательско-Консалтинговое Предприятие «ДеКА», 2004. -336 с.

[125] Мишин В.М.Исследование систем управления. – Учебник для вузов. – М: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 527 с.

[126] История философии: Энциклопедия. — Мн.: Интерпрессервис; Книжный Дом. 2002. — 1376 с. — (Мир энциклопедий).

[127] Мухин В.И. Исследование систем управления. – М.: Издательство «Экзамен», 2006. – 2-е изд. доп. и перераб. – 479 с.

[128] Социологический энциклопедический словарь. На русском, английском, С (И) немецком, французском и чешском языках. Редактор-координатор — академик РАН Г. В. Осипов. — М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА—ИНФРА • М), 2000. — 488 с.

[129] Большая советская энциклопедия.

[130] Мыльник В.В., Титаренко В.П., Волчиенко В.А. Исследование систем управления: Учебное пособие для вузов.– 4-е изд.– М.: Академический проект; Трикста.- 2006.- 352 с.

[131] Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б.Современный экономический словарь. 5-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М,2007. — 495 с. — (Б-ка словарей “ИНФРА-М”).

[132] Социологический энциклопедический словарь. На русском, английском, С (И) немецком, французском и чешском языках. Редактор-координатор — академик РАН Г. В. Осипов. — М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА—ИНФРА • М), 2000. — 488 с.

[133] Социологический энциклопедический словарь. На русском, английском, С (И) немецком, французском и чешском языках. Редактор-координатор — академик РАН Г. В. Осипов. — М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА—ИНФРА • М), 2000. — 488 с.

[134] Социологический энциклопедический словарь. На русском, английском, С (И) немецком, французском и чешском языках. Редактор-координатор — академик РАН Г. В. Осипов. — М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА—ИНФРА • М), 2000. — 488 с.

[135] Мишин В.М.Исследование систем управления. – Учебник для вузов. – М: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 527 с.

[136] Социологический энциклопедический словарь. На русском, английском, С (И) немецком, французском и чешском языках. Редактор-координатор — академик РАН Г. В. Осипов. — М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА—ИНФРА • М), 2000. — 488 с.

[137] Общая психология.Словарь / Под. ред. А.В. Петровского //Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л.А. Карпенко. Под общ. ред. А.В. Петровского. — М.: ПЕР СЭ, 2005. — 251 с.

[138] Мишин В.М.Исследование систем управления. – Учебник для вузов. – М: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 527 с.

[139] Зуб А. Т. Стратегический менеджмент: Теория и практика: Учеб­ное пособие для вузов. — M.: Аспект Пресс, 2002. — 415 с.

[140] Воровщиков С.Г. Азбука логического мышления: Учебное пособие для учащихся старших классов. – М.: «Центральное издательство», 2005. – 288 с.

[141] Социологический энциклопедический словарь. На русском, английском, С (И) немецком, французском и чешском языках. Редактор-координатор — академик РАН Г. В. Осипов. — М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА—ИНФРА • М), 2000. — 488 с.

[142] Мишин В.М.Исследование систем управления. – Учебник для вузов. – М: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 527 с.

[143] Социологический энциклопедический словарь. На русском, английском, С (И) немецком, французском и чешском языках. Редактор-координатор — академик РАН Г. В. Осипов. — М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА—ИНФРА • М), 2000. — 488 с.

[144] Мишин В.М.Исследование систем управления. – Учебник для вузов. – М: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 527 с.

[145] Б. Г. Юдин. Цитируется по Большой советской энциклопедии.

[146] Спицнадель В. Н. Основы системного анализа: Учеб. пособие. — СПб.: «Изд. дом «Бизнесс-пресса», 2000 г. — 326 с.

[147] Социологический энциклопедический словарь. На русском, английском, С (И) немецком, французском и чешском языках. Редактор-координатор — академик РАН Г. В. Осипов. — М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА—ИНФРА • М), 2000. — 488 с.

[148] Спицнадель В. Н. Основы системного анализа: Учеб. пособие. — СПб.: «Изд. дом «Бизнесс-пресса», 2000 г. — 326 с.

[149] Толковый словарь русского языка: В 4 т./ Под ред.Д. Н. Ушакова. — М.: Гос. ин-т “Сов. энцикл.”; ОГИЗ; Гос. изд-во иностр. и нац. слов., 1935-1940.

[150] Лопатников Л. И.Экономико-математический словарь:Словарь современной экономической науки. — 5-е изд., перераб. и доп. — М.: Дело, 2003. — 520 с.

[151] Глущенко В.В., Глущенко И.И. Разработка управленческого решения. Прогнозирование – планирование. Теория проектирования экспериментов. г.Железнодорожный, М.О., НПЦ «Крылья», 1997,-400 с.

[152] Глущенко В.В., Глущенко И.И. Разработка управленческого решения. Прогнозирование – планирование. Теория проектирования экспериментов. г.Железнодорожный, М.О., НПЦ «Крылья», 1997,-400 с.

[153] Глущенко В.В., Глущенко И.И. Разработка управленческого решения. Прогнозирование – планирование. Теория проектирования экспериментов. г.Железнодорожный, М.О., НПЦ «Крылья», 1997,-400 с.

[154] Социологический энциклопедический словарь. На русском, английском, С (И) немецком, французском и чешском языках. Редактор-координатор — академик РАН Г. В. Осипов. — М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА—ИНФРА • М), 2000. — 488 с.

[155] Социологический энциклопедический словарь. На русском, английском, С (И) немецком, французском и чешском языках. Редактор-координатор — академик РАН Г. В. Осипов. — М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА—ИНФРА • М), 2000. — 488 с.

[156] Зуб А. Т. Стратегический менеджмент: Теория и практика: Учеб­ное пособие для вузов. — M.: Аспект Пресс, 2002. — 415 с.

[157] Мишин В.М.Исследование систем управления. – Учебник для вузов. – М: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 527 с.

[158] Cловарь по естественным наукам. Глоссарий.ру

[159] Мишин В.М.Исследование систем управления. – Учебник для вузов. – М: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 527 с.

[160] Мыльник В.В., Титаренко В.П., Волчиенко В.А. Исследование систем управления: Учебное пособие для вузов.– 4-е изд.– М.: Академический проект; Трикста.- 2006.- 352 с.

[161] Социологический энциклопедический словарь. На русском, английском, С (И) немецком, французском и чешском языках. Редактор-координатор — академик РАН Г. В. Осипов. — М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА—ИНФРА • М), 2000. — 488 с.

[162] Коротков Э.М. Исследование систем управления: Учебник. – М.:Издательско-Консалтинговое Предприятие «ДеКА», 2004. -336 с.

[163] Мишин В.М.Исследование систем управления. – Учебник для вузов. – М: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 527 с.

[164] Социологический энциклопедический словарь. На русском, английском, С (И) немецком, французском и чешском языках. Редактор-координатор — академик РАН Г. В. Осипов. — М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА—ИНФРА • М), 2000. — 488 с.

[165] Коротков Э.М. Исследование систем управления: Учебник. – М.:Издательско-Консалтинговое Предприятие «ДеКА», 2004. -336 с.

[166] Лопатников Л. И.Экономико-математический словарь:Словарь современной экономической науки. — 5-е изд., перераб. и доп. — М.: Дело, 2003. — 520 с.

[167] Социологический энциклопедический словарь. На русском, английском, С (И) немецком, французском и чешском языках. Редактор-координатор — академик РАН Г. В. Осипов. — М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА—ИНФРА • М), 2000. — 488 с.

[168] Мишин В.М.Исследование систем управления. – Учебник для вузов. – М: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 527 с.

[169] Коротков Э.М. Исследование систем управления: Учебник. – М.:Издательско-Консалтинговое Предприятие «ДеКА», 2004. -336 с.

[170] Социологический энциклопедический словарь. На русском, английском, С (И) немецком, французском и чешском языках. Редактор-координатор — академик РАН Г. В. Осипов. — М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА—ИНФРА • М), 2000. — 488 с.

[171] Фатхутдинов Р. А. Управленческие решения: Учебник. — М.: ИНФРА-М, 2000

[172] Большая советская энциклопедия.

[173] Фатхутдинов Р. А. Управленческие решения: Учебник. — М.: ИНФРА-М, 2000

[174] Мишин В.М.Исследование систем управления. – Учебник для вузов. – М: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 527 с.

[175] Мишин В.М.Исследование систем управления. – Учебник для вузов. – М: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 527 с.

[176] Глущенко В.В., Глущенко И.И. Исследование систем управления: социологические, экономические, прогнозные, плановые, экспериментальные исследования: Учеб. Пособие для вузов. – г. Железнодорожный, Моск. обл.: ООО НПЦ «Крылья», 2004. – 416 с, изд. 2-е испр. и доп.

[177] Мишин В.М.Исследование систем управления. – Учебник для вузов. – М: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 527 с.

[178] Зуб А. Т. Стратегический менеджмент: Теория и практика: Учеб­ное пособие для вузов. — M.: Аспект Пресс, 2002. — 415 с.

[179] Мухин В.И. Исследование систем управления. – М.: Издательство «Экзамен», 2006. – 2-е изд. доп. и перераб. – 479 с.

[180] Глущенко В.В., Глущенко И.И. Исследование систем управления: социологические, экономические, прогнозные, плановые, экспериментальные исследования: Учеб. Пособие для вузов. – г. Железнодорожный, Моск. обл.: ООО НПЦ «Крылья», 2004. – 416 с, изд. 2-е испр. и доп.

[181] Толковый словарь русского языка Ушакова.

[182] Лопатников Л. И.Экономико-математический словарь:Словарь современной экономической науки. — 5-е изд., перераб. и доп. — М.: Дело, 2003. — 520 с.

[183] Зуб А. Т. Стратегический менеджмент: Теория и практика: Учеб­ное пособие для вузов. — M.: Аспект Пресс, 2002. — 415 с.

[184] Социологический энциклопедический словарь. На русском, английском, С (И) немецком, французском и чешском языках. Редактор-координатор — академик РАН Г. В. Осипов. — М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА—ИНФРА • М), 2000. — 488 с.

[185] Социологический энциклопедический словарь. На русском, английском, С (И) немецком, французском и чешском языках. Редактор-координатор — академик РАН Г. В. Осипов. — М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА—ИНФРА • М), 2000. — 488 с.

[186] Социологический энциклопедический словарь. На русском, английском, С (И) немецком, французском и чешском языках. Редактор-координатор — академик РАН Г. В. Осипов. — М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА—ИНФРА • М), 2000. — 488 с.

[187] Лопатников Л. И.Экономико-математический словарь:Словарь современной экономической науки. — 5-е изд., перераб. и доп. — М.: Дело, 2003. — 520 с.

[188] Мухин В.И. Исследование систем управления. – М.: Издательство «Экзамен», 2006. – 2-е изд. доп. и перераб. – 479 с.

[189] Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б.Современный экономический словарь. 5-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М,2007. — 495 с. — (Б-ка словарей “ИНФРА-М”).

[190] Лопатников Л. И.Экономико-математический словарь:Словарь современной экономической науки. — 5-е изд., перераб. и доп. — М.: Дело, 2003. — 520 с.

[191] Смирнов Э.А. «Управленческие решения». М, Инфра-М, 2001.

[192] Коротков Э.М. Исследование систем управления: Учебник. – М.:Издательско-Консалтинговое Предприятие «ДеКА», 2004. -336 с.

Sidebar