УПРАВЛЕНИЕ ВРЕМЕНЕМ 3 (О риске зацикливания, анализ фильма “День сурка”)

В предыдущих статьях рассмотрены следующие вопросы: капитал рабочего и личного времени, зачем управлять временем, похитители времени, особенности времени, советы по эффективности управления временем, технологии управления временем.

Нужна ли нам вторая жизнь?

«Вот если бы у меня была вторая жизнь, я провела бы ее здесь, в Простоквашино!». Мы улыбаемся, но знаем, что это не правда, допустим, шутка (ведь обманывать детей с самого нежного возраста нехорошо), а дама скорее всего имела ввиду второй отпуск. Но вот в реальной жизни часто можно услышать вполне серьезные размышления на эту тему.
Что бы Вы сделали, если бы у Вас была возможность прожить жизнь ещё раз?
Или хотя бы один день Вашей жизни? А если бы было несколько попыток?
Что бы Вы сделали, если бы у Вас была возможность реализовать в этот день все свои явные и скрытые желания?
Задумались? Не торопитесь, всё не так просто. И действительно ли Вы почувствуете себя более гармонично, если вдруг «не пойдёте на эту чертову работу» или «с Вашей собакой кто-то уже погулял в это темное промозглое осеннее утро»? Очень вероятно, Вам захочется просто поразвлечься. Лучше прочувствовать, «погрузиться» в данную ситуацию поможет фильм «День сурка».
Главный герой этого фильма – симпатичный, успешный, честолюбивый, высокомерный эгоист – популярный телевизионный ведущий, пользующийся успехом у женщин, но любящий только себя. Удобно живет в большом городе, время от времени его посещают мысли поменять подружку или работу, но только не свою жизнь – жизнь усталого холостяка–сноба. Однажды он едет с обычным по отношению к работе чувством обреченной тоски снимать ежегодный репортаж о Сурке, который выходит из норки, и определяет погоду по своей тени. И тут наш герой (Фил) попадает во временную ловушку в самом неподходящем, по его мнению, месте, и связь с привычным миром (прошлой жизнью) оборвалась (занесло дороги, «не ловит» телефон).
Первый День Сурка прошел крайне неудачно с полным набором докучных людей и бытовых неурядиц, и Фил засыпает с одной мыслью «завтра это кончится».
Но не тут то было. Судьба приготовила для него забавный сюрприз, который так смешит нас, а Фила приводит в крайнее удивление, переходящее потом в панику. «Завтра» не наступило, как в мультике: «ты проснешься, а с утра – то же самое вчера». Проживая этот день по старому сценарию, герой убеждается, что «попал» он один.
Все еще не понимая, что Высшие силы предоставляют ему шанс изменить себя и свою жизнь, Фил пытается вырваться из этого цикла. По сути, этот один день (в первом его варианте) уменьшенная копия, макет, всей его обычной жизни; в которой его ни что по-настоящему не интересует и не трогает за живое, и такая жизнь рано или поздно приводит в тупик.
Но сразу такое сложно понять, и Фил использует этот день именно как день, один свободный день, свободный от его размеренной, стандартной жизни (куда он горячо желает вернуться в начале истории), выходной день, и старается поразвлечься разными способами (подчас экстремальными, такими как воровство или самоубийство), ведет себя как подросток (незрелая личность), ощутив свободу от норм и законов. Ему еще предстоит долгий путь прежде, чем он научится жить в гармонии с окружающим его миром и, что еще сложнее, с самим собой. Ведь в данной ситуации у героя нет другого судьи и советчика, кроме собственной (пока мирно дремлющей) совести.
И все, вроде бы, у него получается, как он захочет, кроме одной прихоти: завести интрижку со своим новым продюсером (девушкой в его представлении слишком серьезной и неяркой, да и вообще, не в его вкусе). После всех его обычных уловок, девушка Рита дает ему отпор. И это еще больше его раззадоривает, и он как бы заключает пари с самим собой, что добьется ее «поцелуя».
Но постепенно в общении с Ритой, Филу открывается новый мир и его представления о том, как можно прожить жизнь, значительно обогащаются и, спустя некоторое время, в корне меняются.
Герой начитает относиться к повторяющемуся дню, не как к новому выходному, а как к новой жизни. И риторический вопрос, который хотя бы раз в жизни задавал себе каждый человек: «Как бы я прожил жизнь сначала, будь у меня второй шанс?» для Фила стал вопросом практическим. А начинается процесс изменений с желания соответствовать мужскому идеалу, который однажды обрисовала ему Рита, девушка с богатым внутренним миром.
Фил засел за учебники, обучился играть на фортепиано, вырезать из снега скульптуры, многому другому, чему может научиться способный человек, имея массу свободного времени, и … понял, что при всех своих достижениях он все еще не заслуживает ее любви, словно находится на другом уровне в какой-то игре.
И в какой-то момент, он вдруг «увидел» вокруг себя других людей, которые, конечно, постоянно были вокруг него в этот его повторяющийся день, но герой был беспробудно замкнут на себе. Похоже, ключ для перехода на следующий уровень найден: герой должен достигнуть гармонии с социумом. Жизнь становится стремительной и насыщенной, ведь в этом дне всего 18 часов, и надо столько успеть. Кроме своего репортажа (который из «так себе, для галочки сойдет» превратился в лучший образец жанра), Филу надо: поймать падающего с дерева мальчика, поменять пробитое колесо на машине старушек-путешественниц, спасти от смерти подавившегося в ресторане… Да и просто на то, чтобы изучить каждого из определенных на этот день для него судьбой людей, требуется много времени и сил. Так Фил открывает или сам себе создает новые качества характера, а окружающим он «платит» за это, стараясь чем-то им помочь, просто поддержать или порадовать в нужный момент.
Прошло, наверное, не менее года, и однажды, засыпая рядом с любимой и любящей (наконец-то) женщиной, усталый, но довольный, как после большой успешной работы, Фил почувствовал себя счастливым человеком. «Ну, больше нам здесь делать нечего», – сказали те самые Высшие силы, что забросили героя в это приключение, и удалились.

Многие из нас, посмотрев этот фильм как комедию, за 101 минуту по-своему пережили все перипетии сюжета: посмеялись, поплакали, возмутились, восхитились, заскучали, развлеклись. Имея неоспоримую ценность в плане эмоционального опыта, фильм может быть полезен и с точки зрения опыта практического. Посмотрим еще раз на развитие сюжета, разделив фильм на этапы.
1. Самолюбование и скука. Жизнь у Фила удается, люди к нему благорасположены, интересуются им, но не доверяют и разочаровываются общением с ним, не получив ответных реакций с его стороны.
2. Развлечение, эксперименты. Игра в боулинг, поглощение пищи, ухаживание за женщинами, – Фил пытается извлечь максимум выгоды из создавшегося положения, входит во вкус.
3.Рита. Получив «щелчок по носу», Фил всю энергию направляет на новую авантюру, используя весь арсенал стандартных мероприятий, он воодушевлен процессом продвижения к цели.
3. Любовь и трагедия. Игра переросла в серьезное чувство и в глубокую личную трагедию, связанную с адекватно низкой самооценкой героя, повлекшую самоубийство.
4. Новый Фил – счастливый Фил. Невозможность самоустраниться породила стремление измениться. Работа над собой. И в конце фильма перед нами уже совсем другой человек, который сделал себя сам, и сделал неплохо, так как достиг счастья и гармонии.
Итак, мы увидели, как герой пытался стать счастливым, меняя способы и средства, но не меняя самого себя, он как цирковая лошадь бегал по кругу, не желая заглянуть за рамки своего цикла по причине собственной пассивности и лени. Конечно, от циклов есть польза – циклы указывают на новые факторы и мы их замечаем, циклы помогают понять, что пора менять цели и средства их достижения. Но циклы создают иллюзию жизни, пожирают наиболее важные ресурсы, которыми обладает человек – ресурсы сил, времени и терпения! Вот эти бы ресурсы – да в правильном направлении! Работа над собой – тяжелая работа, но «дорогу осилит идущий», а «под лежачий камень вода не течет», и результат для каждого желанный вполне достижим, как мы и увидели в конце фильма.
Так может быть разговоры типа «будь у меня вторая жизнь, я был бы более счастлив и удачлив» всего лишь уловка? Потому что все, о чем мы мечтаем после этой фразы вполне достижимо и в первой жизни, стоит только грамотно оценить ситуацию, себя в ней и собственные ресурсы, поставить новые цели и задачи и смело приступить к работе.
Такая вот у нас получилась мультипликационно-кинематографическая статья.

Опубликовано: https://cont.ws/@id231963048/719891

Sidebar